Я живу в доме-пластине на площади Победы (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Модерновые доходные дома, сталинские высотки, дома-коммуны и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали у менеджера Елены Романюк, как устроена жизнь в одном из двух домов-пластин в конце Московского проспекта, состоящем только из однокомнатных квартир. А краевед Сергей Бабушкин рассказал, справляются ли эти дома с функцией парадного въезда в Петербург.
Фотографии
АРХИТЕКТОРЫ
С. Б. Сперанский и А. Д. Кац
Дом-пластина
(часть ансамбля площади Победы)
АДРЕС: СПб, Московский проспект, 224
ПОСТРОЙКА: 1973–1975
ВЫСОТА: 22 этажа, 76 метров
ЖИЛЬЁ: 315 квартир
Сергей Бабушкин
краевед
Не уверен, что в домах-пластинах (Московский проспект, 207 и 224. — Прим. ред.) было что-то особенно новаторское по тем временам. Единственное — новация использовалась при возведении: дома — одни из самых высоких в Ленинграде 1970-х — строили с помощью вертолёта Ми-8, пилотируемого лётчиком Таракановым. Вертолёт применяли вместо строительного крана и лесов, поднимая на нём большинство грузов — вероятно, это был наиболее выгодный метод или просто эксперимент. Таким образом, 22-этажные здания возвели методом передвижной опалубки.
Особенность этих домов в том, что они высокие и при этом сравнительно небольшой площади. Если, например, сталинские высотки в Москве по форме напоминают пирамиды, то дома на Московском проспекте — по сути вертикальные пластины, очень узкие и длинные.
Почти все ведущие советские архитекторы 1970-х вышли из сталинской неоклассики: им попросту больше неоткуда было выходить. Тот же Сергей Борисович Сперанский, разрабатывавший ансамбль площади Победы, учился у Ноя Абрамовича Троцкого, который создал проект ленинградского Дома Советов. Первая крупная работа Сперанского — совместная с Игорем Ивановичем Фоминым: жилой дом на Суворовском проспекте, 56, чисто неоклассический. Потом начинается переход от сталинской неоклассики к более современным вариантам, и все ленинградские архитекторы строят в чём-то похожие здания, немного напоминающие итальянскую архитектуру 1930-х годов, тоже неоклассическую. Так, Сперанский делает здание телецентра, Александр Жук — ТЮЗ на Пионерской площади. Ближе к 1970-м в советской архитектуре чётко обозначились два направления. Первое — более функционалистское, его олицетворял Жук. Второе — более ориентированное на классические традиции, более петербургское. И здесь ярким представителем является Сперанский.
Классичность домов-пластин — в первую очередь в сознательно симметричной композиции: эти дома — своего рода башни-пропилеи, образующие торжественный въезд со стороны аэропорта Пулково, ворота города. И, на мой взгляд, с функцией парадного въезда и башни, и в целом ансамбль площади Победы с прилегающей частью Московского проспекта справляются. Кстати, две башни на месте нынешних домов-пластин предполагались ещё в 1950-е годы. Другое дело, что на месте мемориала героическим защитникам Ленинграда хотели построить огромную триумфальную арку. Сами же башни хотели сделать в стилистике сталинских высоток, со шпилями. Говорят, уже в 1953 году от проекта отказались. А в 1955 году проект развития этой части Московского проспекта получил персональный пинок в знаменитом постановлении «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»: запроектированная площадь была заметно больше Красной площади в Москве.
Весь ансамбль — с домами универмага «Московский» и мастерскими художников (Московский проспект, 205 и 220. — Прим. ред.) — на мой взгляд, получился достаточно уникальный и выразительный. Он выделяется на фоне архитектуры хрущёвских и брежневских времён, в целом довольно унылой. В те времена во главу угла ставили производство, а архитекторов критиковали, если в триаде Витрувия — польза — прочность — красота — они на первое место ставили красоту. И ансамбль, завершающий Московский проспект, в данном случае исключение из правил.
Цена однокомнатной квартиры
4 000 000 рублей
Аренда однокомнатной квартиры
от 18 000 рублей в месяц*
*Источник: ЦИАН, «Мир квартир» (1, 2)
Однокомнатная
квартира — 32 м2
*все квартиры в доме — однокомнатные
Высота потолков — 2,5 м
Санузел совмещённый
Елена Романюк, менеджер: В этом доме я живу с 2007 года. Родители подыскивали мне квартиру, мы много всего пересмотрели и остановились на Московском проспекте. Я просто зашла и увидела огромное окно. Мы поговорили с хозяином 15 минут, вышли, и папа спросил: «Хочешь тут жить?» — «Да! Пожалуйста, можно?» Причём с практической точки зрения было ясно, что это не самый идеальный вариант: например, здесь, как и в остальных квартирах в доме, нет балкона — кроме общих на этажах, куда все выходят курить. Но мне нравится место, нравится вид из окна. Тут пейзаж, в котором много воздуха. Ты смотришь вниз — и там всё такое маленькое. Особенно здорово здесь вечерами. Друзья любят приходить в гости: просто сидеть и смотреть в окно. Для родителей же аргументом было то, что тут безопасно: Московский проспект по ночам освещён, не надо пробираться к дому тёмными дворами.
В квартире делали перепланировку, но это было ещё до того, как я здесь поселилась. До перепланировки кухня была размером примерно пять квадратных метров или даже меньше, что, по-моему, невыносимо. Теперь это квартира-студия.
В доме всего одна парадная (или подъезд — жители по-разному называют). Внизу, на первом этаже — большое нежилое пространство. Там стоят кресла, стол. У почтовых ящиков люди хранят велосипеды, но, говорят, их время от времени крадут. Также здесь есть так называемый красный уголок: место, где жильцы собираются для обсуждения важных вопросов. Я там была ровно один раз. Обсуждали смену управляющей компании. Люди орали друг на друга благим матом — прямо фильм «Гараж». Я поняла, что никакого конструктивного обсуждения не будет, минут через 15 у меня разболелась голова, и я ушла. Это была моя единственная попытка поучаствовать в обсуждении общедомовых проблем.
На первом этаже есть консьерж. Моё глубокое убеждение: он нужен исключительно для того, чтобы жильцам дома было с кем поговорить в любое время суток. Не видела, чтобы он выполнял иные функции. Иногда дверь в парадную открыта, потому что консьерж куда-то ушёл. При этом с ним постоянно кто-то общается — то есть он выполняет социальную функцию. Сейчас в доме наступили вегетарианские времена. А вот раньше у нас работали консьержи, которые до этого, наверное, были сторожами в общежитиях. Они, такое ощущение, не понимали, что работают в доме, где живут взрослые люди, а не студенты. Мне регулярно звонили друзья и просили спуститься за ними: «Эта женщина (консьержка) нас не пускает!» Сейчас же консьержи ко всем относятся лояльно: кто хочет — тот и ходит.
В доме 22 этажа, жилые помещения начинаются со второго. Есть два лифта, лет семь назад их поменяли, но жильцы тут же всё убили: кто-то возил стройматериалы и побил стекла, подростки на стенах что-то царапали... Сейчас лифты выглядят ужасно, как будто им лет по 20.
Конструктивно этот дом соединяется с горизонтальным корпусом (формально это дом № 222). Таким образом у жителей квартир на втором этаже есть возможность выходить из окон на крышу этого корпуса, но я никогда не видела, чтобы кто-то это делал. Жила бы я на втором этаже — обязательно бы воспользовалась возможностью, это же практически терраса. На крыше такого же корпуса напротив — там, где надпись «50 лет универмагу „Московский“» — обычно круглый год валялись-«загорали» игрушечные Санта-Клаусы, и только зимой их торжественно водружали на край. Но сейчас они куда-то делись.
Все квартиры в доме однокомнатные. Насколько я знаю, изначально их давали блокадникам. Поэтому, когда я только заселилась, в доме было много пожилых людей. Сейчас их осталось совсем мало — всё больше молодёжи, молодых семей.
Раньше в одной из квартир на этаже жила очень старенькая бабушка (сейчас её, к сожалению, уже нет). Легендарная. Она приходила ко мне — просила застёгивать ботинки. А когда я уехала на Тайвань и тут жила моя подруга, бабушка к ней регулярно заходила с самыми странными просьбами, вплоть до «потереть спинку». Есть и другие странные соседи. Один как-то раз испугал мою подругу: прибежал на балкон, где она курила, и начал кричать: «Вы тут курите, а в такой-то квартире бабушку убили!» Мы спустились к консьержке, она объяснила, что с бабушкой всё в порядке, просто человек чересчур экзальтированно переживает. Потом я не раз сталкивалась с ним в лифте, и он время от времени говорил другие странные вещи: например, что наш дом вот-вот снесут.
На крыше дома установлена металлическая конструкция, защищающая от ветра телеантенны. По ночам эта штука — и такая же на соседнем доме — светится цветами российского флага. Сначала это ужасно бесило, но быстро привыкла. Выход на крышу раньше был, я даже как-то раз там побывала. Но поскольку Московский проспект — федеральная трасса, крыши закрыли по требованию ФСО. В дни пребывания в городе первых лиц на крышу нельзя вылезать вплоть до уголовной ответственности.
В остальном же от федерального статуса трассы одни плюсы. Например, в тот год, когда Петербург завалило снегом (это было ещё при Матвиенко), здесь всегда чистили, просто из-за кортежей. Площадь Победы регулярно моют, украшают к разным праздникам. Раньше запускали фонтаны внизу, у дома, но в последние годы это случается редко.
Из минусов быта — дыра в стене на этаже. Её пробила ручка от двери, на которую вовремя не поставили ограничитель: получалось, что, когда дверь распахивали, ручка впечатывалась в стену. Ещё эта дверь ужасно скрипит. Я даже подумываю установить другую дверь в квартиру — чтобы не слышать этот кошмарный звук. Всё-таки такие вещи сказываются на качестве жизни.
Другой минус — мусоропровод прямо на этаже, которым почему-то продолжают пользоваться отдельные жильцы, хотя внизу стоят большие контейнеры для отходов. По-хорошему, его надо бы заварить. Мусоропровод этот очень узкий: чтобы туда что-то выбросить, надо приложить усилия — там рядом даже стоит специальная палка для проталкивания мусора.
И на этажах, и в квартирах есть пожарная сигнализация. Причём она говорящая — мужской голос просит: «Пожалуйста, покиньте дом». Раньше, когда все курили, она срабатывала почаще, чем сейчас. Сигнализацию все игнорируют: народ выглядывает за дверь, видит, что паники нет — и ладно.
Насколько я знаю, у этого дома и такого же напротив — собственные отдельные котельные. Один раз с ними была неприятная история. Зимой, в лютый мороз, у нас отключили электричество. И вслед за этим вырубились насосы, которые гоняют воду по батареям. На улице — минус 25, квартиры начали остывать. Жильцы сильно поднапряглись, так как боялись, что вода замёрзнет в батареях и те лопнут. К счастью, электричество включили через два часа и всё обошлось.
Из огромных бонусов проживания в этом доме — то, что здесь всегда светло. Причём даже если в Петербурге пасмурно (спасибо окну). Летом здесь вообще отлично: я по утрам просыпаюсь бодрая. Кроме того, отсюда удобно ездить в аэропорт. Поскольку моя нынешняя работа связана с большим количеством командировок, я этому очень радуюсь. Выхожу из дома часа за полтора до вылета, чтобы к концу регистрации быть в аэропорту.
С функцией парадного въезда в Петербург наши дома-пластины, конечно, не справляются. Я очень много об этом думаю, так как постоянно вижу точно такой же, как мой, дом напротив. Окей, дом конструктивно неплох. Но... может быть, стоило бы его покрасить? Сделать как-то повеселее. Видимо, считается, что с этой функцией справляются гигантские плакаты — с первого по 22-й этаж — на торцах домов. Их вешают по поводу разных городских или национальных событий: например, экономический или юридический форум, — а сейчас вот новогодние плакаты. По бокам соорудили специальные конструкции-фонарики, которые подсвечивают эти плакаты. Они, кстати, немного закрывают окна на лестничных клетках, но некритично — свет в парадную попадает.
Я никогда не была в доме-пластине напротив, но, насколько знаю, он такой же, как наш. В связи с этим есть такая история. Я училась за границей, а в моей квартире жил знакомый. И вот как-то раз друзья везли его — не очень трезвого — домой. Подъехали, долго думали, какой из домов правильный. И в итоге высадили у дома на противоположной стороне. Дверь была открыта, ребята затолкнули парня в дом. Но решили позвонить человеку, который точно знал, какой из домов мой. Осознали ошибку, вернулись — а парень к тому моменту уже выбежал из парадной в панике, потому что пытался попасть в «свою» квартиру, которая совсем не его. Такая «Ирония судьбы».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.