Зачем в кино показывают «Матрицу», «Сталкера» и другие старые или необычные фильмы Сколько можно на этом заработать и почему на альтернативных показах не пользуются телефонами
Если вы бываете в кино, вам знакомо это чувство. Смотришь на афишу кинотеатра (или на «Кинопоиске») и там рядом, допустим, с «Соником в кино» и «Джентльменами» вдруг оказывается «Сладкая жизнь» Феллини. Или «Матрица». Или «Асса».
В России за последний год появилась система повторного и альтернативного проката. Как в Париже или Берлине можно спокойно наткнуться на показ фильма «Летят журавли», так и в Москве и городах-миллионниках теперь показывают (зачастую с пленки) все — от «Бойцовского клуба» и «Пятого элемента» до семичасовой драмы о фермерах «Сатанинское танго» и «Сталкера». Иногда из-за этого возникает справедливый вопрос: а какой сейчас, собственно, год?
Кинообозреватель The Village Алиса Таёжная побеседовала с теми, кто показывает на широком экране «Олдбоя», Тарковского и экспериментальное кино, о сложностях альтернативного проката, доходах от показов, запретах министерства культуры и больших провалах прокатчиков.
Известное кино в новом контексте
Выбор фильмов, которые выбирают для повторного проката, разнообразный и иногда непредсказуемый: от показов отреставрированного фильма «Калина красная» Василия Шукшина до выхода на большой экран почти 100-летних фильмов Чарли Чаплина. Это продиктовано как культовым статусом фильмов Кубрика или Тарковского, так и личными вкусами кураторов и желанием выпустить на широкие экраны конкретный фильм не самого популярного режиссера.
«Многие старые фильмы, которые мы показали в рамках проекта, зрители увидели впервые, — объясняет Максим Горбов из крупнейшего в этом сегменте проекта «Каро арт», выпустившего в прокат «Матрицу», «Иглу», «Великого диктатора» и другие фильмы. — Наш спикер Антон Долин в начале показов всегда просит поднять руки тех, кто видит картину в первый раз — обычно это половина полуторатысячного зала».
Популярность этих фильмов он объясняет тем, что «люди хотят смотреть фильмы, проверенные временем». «Признанные ленты никогда не теряют своей актуальности, проходит время поколения (а иногда и не одного), которое не видело фильмы именно на экранах кинотеатров. Такую несправедливость нужно исправлять, и мы для этого делаем все возможное», — говорит Горбов.
Но в первую очередь просмотр старых фильмов на большом экране — это про новый зрительский опыт.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.