«Женщины — более ответственные люди»: Анна Пармас и Анна Михалкова — о «Давай разведемся!» Фильме про то, что одиночество — это не так уж и плохо

Анна Пармас, постоянная сценаристка Авдотьи Смирновой, создательница телешоу «Осторожно, модерн!» и режиссер нескольких клипов «Ленинграда», снимает про себя. «Про что я знаю хорошо? Про развод», — говорит она про то, как выбирала тему для своего дебютного полнометражного фильма «Давай разведемся!», который вышел в прокат 21 ноября.
И это не в первый раз. В снятой для альманаха про Петербург новелле «Девочки» мать спорит со взрослой дочерью про Болотную и Сталина — и «это реальная история из моей жизни, о том, как мы с мамой ходили на УЗИ и на входе в клинику разругались вусмерть». Даже самую свою известную работу — клип «Ленинграда» про «Лабутены» — она сделала, зная, в том числе на личном опыте, о том, что «все девочки так делают: умные, глупые. Если понравившийся молодой человек им позвонил, все представляют себе, что они уже сына с ним в армию провожают».
«Давай разведемся!»: Смешной ромком о том, что лучше
быть в разводе, чем несчастной
Но с «Давай разведемся!» история, конечно, более личная. Пармас еще в начале нулевых пережила ситуацию, заложенную в сюжете фильма, — болезненный развод с первым мужем, попытки сойтись, пришедшее в итоге осознание того, что быть одной не так уж и плохо. «Это должна была быть драма, после которой прошло какое-то время — чтобы на нее можно было посмотреть через призму комедии. Потому что пока у тебя открытая рана, кино в любом случае получится очень тенденциозное, с перекосами: либо жалости к себе, либо наоборот», — говорит режиссер.
Это сработало. Для Анны Михалковой это — одна из лучших комедийных ролей в карьере, а фильм получил приз зрительских симпатий на минувшем «Кинотавре» и в итоге вышел в широкий прокат. Кинообозреватель The Village Алиса Таёжная встретилась с Анной Пармас и Анной Михалковой, чтобы поговорить о российском юморе, современной семье, разводах и женщинах, переживающих расставание.
— Почему вы решили снять дебют про развод?
Анна Пармас: Для начала возник серьезный вызов — сделать собственное полнометражное кино. Когда появились желание и смелость, возник следующий важный вопрос: а про что? Я года полтора-два думала с момента, как Дуня Смирнова сказала мне: «Хорош сидеть на жопе ровно, решайся и снимай свой дебютный полный метр».
Как всякий человек, который не совсем уверен в себе, я решила — выберу-ка что-то, про что уже знаю. Скорее всего это должно быть что-то личное и в то же время драма, после которой прошло какое-то время — чтобы на нее можно было посмотреть через призму комедии. Потому что пока у тебя открытая рана, кино в любом случае получится очень тенденциозное, с перекосами: либо жалости к себе, либо наоборот.
А про что я знаю хорошо? Про развод. Я поняла, что это будет комедия — жанр, в котором я уверенно себя чувствую, и, возможно, смогу сделать неплохо. А потом придумался финал — который, в моем понимании, должен быть счастливым и правдоподобным. Я подумала, что фильм должен прийти к тому, к чему пришла я сама, работая над собой и моим душевным состоянием после развода. И если я к этому пришла, то кто-то другой тоже захочет посмотреть в ту же сторону и увидеть, что можно жить самой по себе — и это тоже счастье.
— Люди вообще поняли, что «Давай разведемся!» — фильм с хэппи-эндом? Или не уловили этого?
Анна Пармас: Довольно сложно убедить любого человека, будь то мужчина или женщина, что в одиночестве тоже есть счастье. И потом, строго говоря, это не совсем одиночество: наша героиня сохранила семью. Семья — это она и дети. И в этой семье все счастливы и любят друг друга. Чем не семья? Но все равно слово «одиночество», как поется в песне , — «сволочь и сука», и оно очень пугает.
Анна Михалкова: Зрители реагируют на финал очень по-разному, и их реакция часто зависит от возраста. Те, кто постарше, говорят: «Мы были воспитаны так, что семейные ценности — превыше всего. И хэппи-энд был бы, если бы Маша и Миша опять были вместе». Для них лучше чтобы семьей. А в фильме как раз говорится про то, что можно быть счастливой в другой форме. Наша героиня как раз поняла, что будет намного счастливей, если будет жить одна с детьми.
— Есть хорошая шутка про то, что большинство семей в России однополые, потому что детей воспитывают мама и бабушка.
Анна Пармас: Да. Гениально! «Мальчик вырос в однополой семье». Понимаю, почему кто-то может не считать наш финал хэппи-эндом. Но если кто-то хоть на миллиметр сдвинется со своей категоричной позиции, будет уже прекрасно.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.