«Статус Брэда», «Мадам», «Мама!» Разбор новинок кинопроката с Алисой Таёжной
«Мама!»
Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Мишель Пфайффер
Даррен Аронофски снова пытается объяснить мир
Молодая блондинка (Дженнифер Лоуренс) просыпается в пустом доме и ищет своего мужа (Хавьер Бардем). Пара переехала подальше от обезумевшей толпы в дом мужа, который сгорел почти дотла: его жена, архитектор, восстановила и достроила дом, а сейчас мечтает о прибавлении в семье. Такого же желтого цвета, что и краска на стенах, ее порошок, который она пьет каждый день против тревоги. Муж и жена мало общаются откровенно и еще реже занимаются сексом: он поглощен собой, она думает, как ему угодить. Однажды вечером на пороге появляется пожилой мужчина (Эд Харрис) — как выясняется, фанат поэта, а следом за ним — его прямолинейная и лезущая не в свое дело пьющая жена (долгожданная Мишель Пфайффер в роли настоящей дьяволицы). Они остаются надолго, ко всему тянут руки и делают немыслимые для гостей комментарии. И пока героиня Лоуренс волнуется, почему любимый муж никак не выгонит этих неприятных людей за порог, мы получаем все больше доказательств, что виной этому — нарциссизм, гигантское эго и прокрастинация перед следующей книгой. Но это только на первый взгляд. Как всегда у Аронофски, дом — не просто дом, желтый — не просто желтый, а банан — не просто банан.
Взгляд Даррена Аронофски на мир не сильно изменился со времен освистанного «Фонтана» — то же самое рассказывается в «Маме!». Мужчина-эгоцентрик и женщина-жертвовательница, стихия и почва, хаос и поддержка зарифмованы в стереотипной паре Лоуренс и Бардема. Аронофски берет партнершу Лоуренс на главную роль (режиссер тоже почти вдвое старше актрисы), чтобы объяснить на примере пары природу любви, веры, привязанности и творчества — звезда «Голодных игр» наконец получает первую роль с разрывом аорты и бронзовеет на глазах, что ей откровенно не к лицу. Выбор профессий героев тоже на поверхности: поэт, само собой, «творит» и заводится из-за всяких мелочей, архитектор лапидарно отстраивает убежище с вниманием к каждой детали.
С первых кадров нас встречает старый добрый триллер с гендерным подтекстом: в стенах бьется сердце, ожидание беременности зарифмовано с бесконечной дурнотой, женское беспокойство сталкивается с мужской отстраненностью. И если первая треть фильма — это действительно привет Полански, то ближе к середине начинается эрзац-Бунюэль — в исполнении, напомним, автора «Реквиема по мечте». Российский кинокритик Станислав Зельвенский очень точно назвал происходящее в «Маме!» вставанием на табуретку: Аронофски берется объяснить законы мироздания в духе Коэльо, Баха и Сент-Экзюпери — такие вещи принято, сильно перебрав, загонять молодоженам во время свадебного застолья. Когда во время таких тостов говорят об отношениях человека и бога, хочется и вовсе бежать без оглядки — Аронофски дотягивается и туда.
О «Маме!» докладывали с Венецианского фестиваля, что его успели освистать и превознести: вне фестивального контекста совершенно непонятно, по какому поводу — обожать и ненавидеть здесь по-настоящему нечего. Скорее, тебе неловко, что застаешь режиссера за очень интимным и очень посредственным занятием типа медицинского обследования, мастурбации или молитвы. Фильм получился до смешного нелепый и старомодный — в том смысле, что создатель, 50-летний белый мужчина, все еще трогательно считает, что мир крутится вокруг его воображения и его взгляда на вещи. Аронофски самоотверженно экранизирует справочник «Все философские идеи за 20 минут», выдавая их за видение — и от спасительной иронии его лучших фильмов здесь не остается ничего: все накрывает Ноев ковчег. В этом «Мама!» невероятно перекликается с прошлогодним Терренсом Маликом («Путешествие времени»), где Mother! тоже было самым часто повторяемым словом при беседе режиссера с абсолютом. Каким-то из этих бесед зрители просто не нужны.
Смотреть? Нет (если вы не фанат Аронофски)
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.