Перформанс, который мы заслужили: «Квадрат» Эстлунда Александра Хазина — о лауреате «Золотой пальмовой ветви» этого года
В прокат вышел лауреат «Золотой пальмовой ветви» последнего Каннского фестиваля, «Квадрат» Рубена Эстлунда — сатирический фильм об успешном кураторе музея современного искусства, чья жизнь радикально меняется после пропажи бумажника и айфона. По просьбе The Village кинокритик Александра Хазина разобрала новую картину шведского режиссера, который начинал свою карьеру с фильмов про экстремальный горнолыжный спорт.
Лощеный куратор с характерным именем, не Ханс-Ульрих Обрист, но Кристиан Юэль Нильсен (Клас Банг) готовит выставку «Квадрат», предлагающую зрителям очерченную геометрическую зону, где царит доверие и отсутствие социальных границ. Однако за пределами квадрата с этим сразу же возникают проблемы: для уличных попрошаек у Кристиана никогда нет мелочи, он такая же частичка разрозненной толпы красивых людей, уткнувшихся в телефоны. До тех пор, пока его айфон и кошелек не исчезают при таинственных обстоятельствах. Геолокация потерянного гаджета приведет героя в невзрачное социальное жилье, где каждому жильцу он подсовывает письмо с надеждой найти вора и вернуть кошелек. Так начинается стремительное пике в биографии бонвивана арт-тусовки: красивый мужчина в смокинге копается в разбросанном мусоре из перевернутого бака — кадр, к которому Эстлунд выстраивает весь сценарий.
Сатира на современное общество, «Квадрат» — плод многолетних размышлений Эстлунда о лицемерии, отполированный до идеального блеска, благодаря его же опыту в мире современного искусства. В реальности «Квадрат» — выставка, которую Эстлунд открыл в 2015 году в Музее дизайна в Варнамо в ответ на строительство в Швеции «жилья за заборами» (gated communities) — закрытых ЖК, изолирующих себя от внешнего мира. Не стоит, правда, думать, что шведский контекст накладывает хоть какой-либо локальный отпечаток на фильм. Снятый в Гетеборге, «Квадрат» рассказывает, скорее, о расхожей модели капиталистического общества, в которой находимся и мы тоже: блага и развлечения позволяют не только забыть о реальных проблемах, но и продают мнимую пилюлю соучастия в чужой беде, делая из социальных проблем предмет культурного словоблудия. (Яркий пример: Московская биеннале современного искусства с главным вопросом «Как нам жить вместе?», на который отвечали пустым дискурсом, но не реальными политическими решениями.)
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.