Театральный режиссёр Павел Артемьев — о том, на какой спектакль вести маму, бабушку, девушку The Village выясняет, какие спектакли в московских театрах подойдут для первого свидания, для родительского вечера и куда не стыдно сводить свою бабушку
В рубрике «Что нового» мы узнаём у экспертов, как меняются разные сферы жизни города. В этом выпуске корреспондент The Village Саша Шевелёва, которая не разбирается в театральной жизни, выясняет у молодого театрального режиссёра МТЮЗа Павла Артемьева, в какой театр можно сходить на первое свидание, на какую постановку будет не страшно сводить свою маму, бабушку, а куда можно идти с друзьями, привыкшими ко всему.
Про спектакли для всех
— Кажется, театральная критика умерла: специализированные журналы читают двадцать человек, а для остальных театральная рецензия — это ответ на вопрос в Facebook «Друзья, кто что недавно смотрел?» или чекин друга в театре. Поэтому я сейчас честно признаюсь, что совсем ничего не понимаю в театре, и спрошу прямо: куда в этом сезоне надо обязательно идти, чтобы не пожалеть и не разочароваться?
— Я тогда тоже признаюсь, что широкую картину я дать не могу — в Москве несколько сотен театров, во всех я не был, поэтому я могу говорить только про свои предпочтения.
— Но выбор театра сейчас так и происходит: я спрашиваю друга о том, где ему понравилось, и после его ответа покупаю билеты. Вот я тебя и спрашиваю: куда мне сходить с друзьями?
— Во-первых, смотрите все студенческие спектакли, которые выходят на режфаке ГИТИСа и Школы-студии МХТ. Там вход бесплатный, надо только позвонить и записаться. Там очень живая студенческая атмосфера, азарт, когда люди ещё не обломались об тяжёлые театральные будни.
— Какой твой любимый театр? Куда ты любишь ходить?
— Первое, что мне приходит на ум, — это театр «Около дома Станиславского» и режиссёр Юрий Погребничко. Театр очень маленький, там недавно сгорела большая сцена, осталась вообще только маленькая комната. Это очень маленький и самобытный театр с особой эстетикой. Но раз уж вы там оказались, можно зайти в театр «Практика», который недалеко, на спектакли Вырыпаева и Земляковой. Из «Практики» надо, конечно, идти в «Театр.doc», пока они ещё работают в своём помещении, потому что где они будут потом — непонятно. Мне нравятся, что они прямым языком говорят о важном, открытым текстом. В МТЮЗе сейчас идёт премьерный спектакль «С любимыми не расставайтесь» Генриетты Яновской. Вот на него можно пойти и с друзьями, и с девушкой, и с бабушкой. Он универсален. Ещё там есть трилогия по Чехову Камы Гинкаса: «Дама с собачкой», «Чёрный монах» с Маковецким и «Скрипка Ротшильда». Туда лучше идти одному, чтобы ничего не отвлекало. В общем, если уж идёшь в театр, сходи туда. Это очень круто. И вообще, надо следить за премьерами этого театра. А с детьми туда можно сходить на «Волк и семеро козлят» и «Кошкин дом».
— А МХАТ Чехова?
— Тут нужно обязательно сказать, что спектакли Богомолова, на которые туда модно ходить, нельзя делать своим первым походом в театр. Нужно понять, что такое вообще театр, а потом спустя какое-то время идти на Богомолова. Иначе ничего не поймёшь.
— Ну да, это как приходить на «Чёрный квадрат».
— Если ты не понимаешь, что такое живопись, ты пришёл, посмотрел на «Чёрный квадрат», и что? Если ты не видел до этого ни Возрождения, ни того, что было до Возрождения, никакую живопись не видел. «Смотри, это твоё первое знакомство с живописью». И ты такой: «Живопись — это чёрный квадрат. Понятно».
«Я была в Театре на Таганке, Высоцкого смотрела. Паш, но он же был в джинсах, там Гамлет был в джинсах! Ты же не будешь такого ставить?» Я обещаю: «Конечно нет, бабушка, он будет в плавках, совсем без штанов!»
— А потом люди кричат: «Что за фигня! Извините, но у вас там гомики какие-то танцуют на сцене!»
— Богомолов вообще замечательный, просто главное — не ходить на него, если до этого ты не побывал хотя бы на 15 нормальных, более-менее доступных спектаклях. Вообще у меня есть такое общее решение для тех, кто хочет приноровиться, притереться к театру: нужно выбирать хорошую литературу. Но чтобы ещё её ставили как-то по-живому, по-новому, а не как музейную классику. Отличный вариант — это СТИ (Студия театрального искусства Сергея Женовача).
— То есть поставлено по классике или просто хороший текст?
— Это всегда по классике, по очень хорошей литературе, и сделано со вкусом. То есть хочешь услышать Чехова — иди к Женовачу, любишь Диккенса — иди к Женовачу, любишь Платонова — иди к Женовачу. Туда и школьников можно водить, которые всё это по программе читают.
Про театр для бабушек
— Сколько можно ходить на классику? 80 % театров Москвы — это что-то типа Малого театра, где с даты основания ставят только «Вишнёвый сад» и вечно зелёного Островского.
— Малый театр — это для отдельных индивидуумов. У меня есть бабушка с дедушкой, которые окончили МИФИ. А вторая бабушка родом из деревни, была учительницей, а дедушка военным. Вот московские бабушка с дедушкой, естественно, ходили всюду: на Эфроса, в «Таганку», в «Современник», поэтому я их постоянно приглашаю, они с удовольствием ходят туда, куда я их зову. А вторая бабушка, которая из села, ещё молодой учительницей приехала в Москву и попала на «Гамлета» Любимова с Высоцким. И она вспоминает этот момент до сих пор: «Я была в Театре на Таганке, Высоцкого смотрела. Паш, но он же был в джинсах, там Гамлет был в джинсах! Ты же не будешь такого ставить?» Я обещаю: «Конечно нет, бабушка, он будет в плавках, совсем без штанов!» Вот есть Малый театр, куда без опаски можно идти с любой бабушкой, чтобы увидеть классику. Есть люди и среднего возраста, которые театр видят вот так: классическая литература в классическом сюртуке. В джинсах там не ходят. Он такой, какой есть, и пусть таким и остаётся.
— А «Моссовет»?
— С ним я мало знаком, ничего не могу сказать. Знаю только, что там недавно была премьера на сцене «Под крышей» молодого режиссёра Ивана Орлова «Машенька». Когда я его видел на премьере, он был очень хороший.
— Про «Современник» расскажи.
— В принципе, там есть спектакли для любого возраста и вкуса, честно скажу, не всё видел, но могу порекомендовать «Время женщин» Егора Перегудова и «Постороннего» Екатерины Половцевой. То, что понравится практически всем, — спектакль «Вечер поэзии». Там молодые артисты читают стихи советского времени. Возьми с улицы женщину 40 лет (продавщицу или директрису), приведи её туда, посади, и ей понравится. На большой сцене — «Горе от ума» Туминаса. Надо сказать, что Римас Туминас, главный режиссёр в Театре Вахтангова, на мой взгляд, один из лучших театральных режиссёров в России. К нему нужно приходить на любые спектакли. В «Современнике» я бы ещё сходил на «Три товарища» с Чулпан Хаматовой. Это я бы тоже просто посоветовал человеку с улицы, я бы сказал ему: «Три товарища» знаете роман? Не знаете? Вот сначала сходите в «Современник», посмотрите, а потом, может, вас заинтересует, и вы его прочитаете». Любителям Бродского советую спектакль «Горбунов и Горчаков» Евгения Каменьковича.
Про Театр Маяковского и «Сатирикон»
— Давай обсудим Театр Маяковского. Что там теперь?
— Я обязательно пойду на последний спектакль Карбаускиса, который называется «Кант». Там просто потрясающе оформлено пространство, которое делал Сергей Бархин: зрители как будто становятся частью действия, хотя с ними никто не общается. Карбаускис — молодой, ему лет 40, и он сейчас поднимает Театр Маяковского. Там же идёт спектакль моего мастера Леонида Хейфеца «Цена». Это человек, который научил меня всему, что я знаю о профессии. И ещё у него скоро выходят «Отцы и сыновья» по Тургеневу. На это тоже надо сходить. Ещё есть такой режиссёр — Лев Эренбург. У него и во МХТ спектакли, и в Театре Маяковского. Он очень хороший!
— Как сказал один мой знакомый, «во всех не перевлюбляешься».
— Враньё. Я хочу во всех.
— Какой ты молодец. Я себя иногда чувствую ленивой сердцем.
— Это просто из-за того, что ты в театр редко ходишь. Ещё есть Дмитрий Крымов. Могу сказать, что мне нравится: это «Демон. Вид сверху», «Донкий Хот». Говорят, что в последнее время он прямо совсем зажестил, но он очень мощный, он создаёт театр не режиссёра и актёров, а театр художника. Юрий Бутусов.
— А кто это?
— Это режиссёр. Из того, что я могу советовать, — «Ричард III», «Король Лир» с Райкиным в «Сатириконе», совершенно бешеная «Чайка» (без Райкина) там же. «Чайка», конечно, не рекомендуется для начинающих театралов, — это достаточно авангардная постановка. Дальше что у нас? Театр Пушкина, который напротив МХАТ им. Горького, который иногда называют МХАТ им. Дантеса.
Про Театр им. Пушкина и «Мастерскую П. Фоменко»
— А в Театре Пушкина что-нибудь есть хорошее?
— «Добрый человек из Сезуана» Бутусова. Но с Бутусовым такая же история, как и с Богомоловым: не стоит на него идти, если вы до этого не походили по театрам, потому что для России это авангард. Хотя то, что для одного авангард, для другого уже давно мейнстрим. На этот спектакль стоит идти хотя бы ради финального рэпа, который читает актриса Урсуляк под живую музыку. Ещё есть Някрошюс. Надо идти на его спектакли, когда он привозит их в Москву. Правда, его «Калигула» в «Театре наций» мне не понравился.
— А что ты вообще думаешь про «Театр наций»?
— Здорово, что Миронов приглашает туда мощных европейских режиссёров, хотя то, что в Европе работает хорошо, в России иногда работает плохо. Например, вся машинерия в спектакле Лепажа задумана бесшумной, а у нас постоянно «ббруум», «вииу», «пррр».
— Что-то мы ничего не сказали про театр Фоменко, один из лучших в городе.
— Фоменко умер, и надо обязательно идти на те его спектакли, которые ещё идут. Сейчас в этом театре непростое время. Там мне ещё нравится танцевальный спектакль Глушкова «Моряки и шлюхи».
И потом ты идёшь и всем рассказываешь: «Театр на Юго-Западе» — это вообще офигенно, это круче, чем сериал «Друзья»
— Про «Гоголь-центр» мы что-то забыли совсем. Наверное, потому что про него и так все знают, что он хороший.
— К Серебренникову я хорошо отношусь, и к его ученикам тоже. Там много интересного, но я мало что видел. Я в последнее время так много репетирую, что вечером у меня репетиции, поэтому я не могу идти в театр. А если могу идти в театр, то у меня только что была репетиция, я думаю: что ж такое? Как бы сделать так, чтоб было хорошо? То есть иду не в театр, а иду в себя.
Про то, куда вести родителей
— Мы сейчас с тобой как-то так по-простецки говорим: «нравится — не нравится», «хороший — нехороший». Может быть, мы всё-таки как-то формализуем наши критерии?
— С одной стороны, есть то, что я бы порекомендовал своим друзьям, с другой стороны, есть мои родители, я бы им посоветовал немножко другое, моим бабушкам и дедушке — третье.
— Давай тогда подумаем, что показать родителям из того, что сейчас идёт в Москве, а что — бабушке и дедушке.
— Тоже смотря какие родители, какие бабушка с дедушкой.
— Давай ориентироваться на своих, про других мы ничего не знаем. Вот мама тебе говорит: «Своди меня в театр». Ты куда её поведёшь? Я вот как-то сводила маму на какой-то авангард с Хаматовой в «Современник», она после этого до сих пор со мной в театр не ходит.
— Мои родители не гуманитарии, поэтому, наверное, я бы их не повёл к тому же Женовачу на Чехова, — им может стать скучно, — они не перечитывают Чехова. Они, возможно, с большим удовольствием сходили бы на «Квартет И» или на Гришковца. Они бы там похохотали и получили удовольствие. Но это не театр, в котором есть настоящая глубина. Я бы их сводил, как и бабушку с дедушкой, на спектакль «С любимыми не расставайтесь» Яновской во МТЮЗ.
— А МХТ Чехова?
— МХТ Чехова — это бренд. Я бы рекомендовал «Преступление и наказание» Льва Эренбурга, «Утиную охоту» с Хабенским. Сам обязательно пойду на «1914.Кабаре», там играют мои друзья.
— Но в принципе, МХТ — это такой мейнстрим?
— Нет, это не мейнстрим. Это театр, который хочет быть модным, качественным, коммерчески успешным и хочет привлекать к себе внимание провокацией, что он и делает.
— А что сейчас с «Ленкомом»?
— Я слышал, что Захаров собирается ставить «Вальпургиеву ночь» Венедикта Ерофеева. Если это правда, я обязательно пойду, это очень своевременный материал.
— А «Театр на Юго-Западе»? Его вроде бы хвалят.
— Понимаешь, театр — такая странная вещь: если ты его не знаешь, не особо в него ходишь и вдруг попал даже в театр на юго-западе, в театр на юго-востоке, вдруг оказался в пространстве театра, где более-менее живые актёры хорошую литературу пытаются пережить, ты вдруг понимаешь, что это какие-то новые впечатления для тебя, что это тебя как-то по-новому будоражит. И потом ты идёшь и всем рассказываешь: «Театр на Юго-Западе» — это вообще офигенно, это круче, чем сериал «Друзья». И, вполне возможно, ты прав.
Я думаю, что это хороший ход — с первого свидания сразу огорошить, ударить её искусством, чтоб она растерялась
— Мы так и не решили, куда вести наших родителей, кроме «Квартета И».
— Я бы их повёл на Полунина, на «Снежное шоу» или на его новый спектакль «Чу».
— А бабушек — только в Малый театр?
— Интеллигентных бабушек можно много куда: в тот же «Современник», к Фоменко, Женовач им понравится, РАМТ, Театр Вахтангова. С этим как раз вообще проблем нет.
— А если родители не очень интеллигентные?
— Ты имеешь в виду — трактористы, дворники? Если родители не очень интеллигентные, я бы им, во-первых, запретил ходить на любые антрепризы, на которые обычно такой народ ходит. Я бы сказал: «Не ходите в театр вообще в принципе». Я бы сказал: приходите на мою «Четвероногую ворону» во МТЮЗ. Я даже не хвалюсь, просто мне кажется, что там, с одной стороны, очень доступный юмор и туда стоит привести людей, которые не часто ходят в театр, чтобы они поняли, что театр может быть одновременно и доступный, и, когда надо, серьёзный.
Про то, куда идти на свидание
— Поняла. А для свидания что ты порекомендуешь? Вот человек хочет на свидание девушку сводить в театр.
— Вообще, театр — в принципе плохая идея для свидания, потому что если в кино возможны какие-то телодвижения, то в театре все очень к этому внимательны. Но если я приглашаю девушку на свидание и говорю ей: «Ты знаешь, я очень люблю театр, и я тебя приглашаю», то тогда нужно сразу на «Чайку» Бутусова в «Сатирикон», чтоб её просто убить сразу, чтоб её поразить, чтоб она просто поняла. Нужно всю эту «Чайку» сидеть вот так вот, смотреть на неё, типа «воспринимает она или нет» это искусство, которое происходит у неё на глазах, «я тебя на самое искусство позвал, ведь я — театрал». Потом выходишь и таинственно молчишь, ждёшь, что она скажет. Там дальше по ситуации, но впечатление она уже от тебя получит, поймёт, что ты далеко не простой. Я думаю, что это хороший ход — с первого свидания сразу огорошить, ударить её искусством, чтоб она растерялась.
— Есть ещё какие-то варианты? Если после нашей публикации раскупят все билеты на «Чайку» Бутусова на год вперёд, что делать неудачникам, которые не успеют купить? Куда вести своих девушек?
— Тут нужно что-то действительно сильное. Много есть вариантов. Я думаю, что и в «Гоголь-центр» можно, и в «Практику». Кажется, многие люди так и приглашают на свидание: если человек продвинутый, то он выбирает между «Практикой» и «Гоголь-центром». Это имеет свой эффект: во-первых, театр, а во-вторых, ещё и продвинутый.
Фотографии: Саша Нгуен
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.