«Вертикальный лес» (Bosco Verticale)

Современные города сталкиваются с проблемами большой скученности и перенаселённости, и архитекторам приходится придумывать необычные способы гуманизации окружающей среды. В начале ноября американский Совет по высотным зданиям и городской среде признал самым лучшим небоскрёбом 2014 года сиднейскую высотку One Central Park Жана Нувеля за остроумный зелёный дизайн. А всего неделю назад аналогичную награду от европейских критиков получили жилые дома Bosco Verticale Стефано Боэри.

Миланские высотки — братья-близнецы проекта Нувеля: на балконах архитектор разместил почти тысячу деревьев (некоторые из них достигают высоты 9 метров), пять тысяч кустарников и десять тысяч цветов. Получился настоящий вертикальный лес, который создаёт в окрестностях зданий особый микроклимат и позволяет значительно сэкономить на вентиляции. Для полива растений используются очищенные сточные воды. В отличие от One Central Park, здания Боэри подчёркнуто нейтральны, ненавязчивы и служат лишь фоном для сада.

АРХИТЕКТОР

Стефано Боэри 

ГДЕ

Милан, Италия

 

 

 

 Фонд Луи Виттон

В самом конце октября в парижском Булонском лесу состоялось торжественное открытие Фонда Луи Виттона авторства Фрэнка Гери. Создание частного музея современного искусства обошлось миллиардеру и самому богатому человеку Франции Бернару Арно в 150 миллионов долларов и растянулось на восемь лет. Результат — огромный стеклянный кит (или корабль) с отсылками к Татлину и традиционной парковой архитектуре. Внутри накрытого дюжиной стеклянных пластин здания 11 залов, в которых представлены работы современных художников из коллекции Арно. Для выставок отведена лишь треть общего пространства, всё остальное — зал-трансформер на 350 мест и общественные зоны, включая кафе и книжный магазин.

При проектировании искривлённых форм музея, Гери пришлось применить специальное программное обеспечение, используемое в авиационной и аэрокосмической промышленности, а также придумать более пятидесяти новаторских технических изобретений.

Фонд Луи Виттон — главное здание этого года, очень большая и дорогая игрушка, но в то же время это скорее поражение, чем успех. Вместо простого и удобного музейного пространства архитектор снова повторил опыт Бильбао и создал эффектный аттракцион, который не вполне ясно, как использовать дальше. В ответ на обвинения в расточительстве, Гери показывает критикам средний палец и просит не мешать ему заниматься собственным делом.

АРХИТЕКТОР

Фрэнк Гери  

ГДЕ

Париж, Франция

 

 

 

 One World Trade Center

Застройка Ground Zero на юге Манхэттена должна была завершиться к десятилетнему юбилею террористических актов 11 сентября 2001 года, но главное здание нового района открылось лишь в ноябре: 25 этажей небоскрёба заняли сотрудники издательского дома Condé Nast. One World Trade Center — самый высокий, дорогой и крепкий небоскрёб западного полушария, строительство которого обошлось почти в 4 миллиарда долларов.

Классик деконструктивизма Даниэль Либескинд, выигравший конкурс на обновление уничтоженного комплекса Всемирного торгового центра в 2003 году, предложил разместить на месте бывших небоскрёбов мемориал, окружённый по краю зданиями-кристаллами. Самая масштабная высотка должна была достигнуть высоты в 1 776 футов (541 метр) — в честь года принятия Декларации независимости США. Это почти единственное, что связывает One World Trade Center с оригинальным замыслом: в следующие годы мастер-план Либескинда был сильно изменён и упрощён, а проектированием отдельных зданий комплекса занялись известные архитекторы.

Небоскрёб бюро Skidmore, Owings & Merrill — очень спокойное и даже скучное здание, которое само по себе является масштабным памятником США: внешние эффекты ни к чему, когда ты силён, уверен в себе и можешь преодолеть любую катастрофу. Застройка Ground Zero будет завершена до конца десятилетия.

АРХИТЕКТОР

SOM

ГДЕ

Нью-Йорк, США

 

 

 

 Центр инноваций Католического университета Чили

Центр инноваций в столице Чили поражает своим внешним видом: это очень массивное, брутальное здание, которое не столько взаимодействует с окружающим пространством и временем, сколько отворачивается от него. Не современная архитектура, а многовековой элемент ландшафта, который не может устареть.

Вся жизнь здания построена вокруг просторного и светлого внутреннего атриума, на который выходят офисы и залы для конференций. Благодаря этому решению архитектору Алехандро Аравене удалось решить две задачи. С одной стороны, прозрачность внутренних пространств повышает эффективность работников, подталкивая их к сотрудничеству и взаимодействию с коллегами. С другой стороны, внешняя оболочка и самозатенение редких окон позволяют в три раза снизить затраты на вентиляцию в условиях субтропического климата.

ГДЕ

Сантьяго, Чили

 

 

 

 Стадион «Сан-Мамес»

Стадион футбольного клуба «Атлетик Бильбао» — новая достопримечательность столицы Страны Басков. Открытие в 1997 году деконструктивистского здания музея Гуггенхайма работы Фрэнка Гери принесло Бильбао популярность и запустило волну преобразования городской среды. Новая футбольная арена продолжает этот тренд: стадион выступает визуальной доминантой нового района города. Он выглядит эффектно не только днём, по ночам фасад здания динамически подсвечивается изнутри, превращаясь в огромный экран. Вместимость стадиона — 53 тысячи зрителей.

АРХИТЕКТОР

ACXT 

ГДЕ

Бильбао, Испания

 

 

   

ФОТОГРАФИИ: 1 – Kirsten Bucher/ArchDaily, Paolo Rosselli/Archi.ru, 2 – Iwan Baan, James Ewing OTTO/ArchDaily, 3 – Iwan Baan, Todd Eberle/ArchDaily, 4 – Nico Saieh/ArchDaily, 5 – Airtor Ortiz/ArchDaily