«Сама идея фестиваля слегка противоречива». Художники «Не темно» — о своих инсталляциях Артисты из Туниса, Германии и России — о поэтичности света, диалогах со зрителем и Екатеринбурге, как городе со световым загрязнением
В ночь с 22 на 23 декабря — один из самых коротких световых дней — в Екатеринбурге пройдет седьмой фестиваль светового искусства «Не темно» при поддержке Фонда президентских грантов. В 2018 году уральскую столицу осветят иностранные и местные художники: Азис Эссауи, Сергей Лаушкин, арт-группа «Злые» и другие — всего на карте, которую организаторы опубликовали в сети, 26 объектов. Автор The Village поговорил с артистами фестиваля о том, как они видят главную идею фестиваля, как свет становится материалом для искусства и почему идея «Не темно» кажется европейцу противоречивой.
Текст: Ася Мясникова
Азиз Эссауи
Тунис
Арт-объект: Первомайская, 11в, Сад Вайнера
Существует определенная связь между творческими сообществами Туниса, России и Германии. Так, в Германии на фестивале светового искусства я познакомился с кураторами Евгенией Никитиной и Беттина Пельц. Они позвали меня на фестиваль «Не темно» в Екатеринбург.
Искусство должно быть проводником некого сопротивления, возможно, радикальных идей. Для меня важно, чтобы искусство имело именно этот подход. Моя инсталляция — экологически направленный проект, она сделана из переработанных пластиковых трубочек. Я пытаюсь поднять проблему переизбытка мусора и отходов. Моя работа — это разговор о том, как можно решить проблему. Инсталляция должна заставить людей задуматься об окружающей среде, о том, как они к ней относятся, привнести осознанность в повседневные практики. Люди, как мне кажется, сейчас живут неправильно. Мы, как общество, придаем очень много значения экономике, политике, социальным проблемам, но забываем о сущности нашего бытия и о том, какую роль мы играем в этом мире. Мы не придаем значение тому, что оставляем после себя.
Все фестивали светового искусства я разделяю на два типа. Первые связаны с туризмом, развлекательной индустрией и коммерцией. Там мы видим, яркие световые надписи, которые призваны развлечь людей. Второй тип — настоящие фестивали светового искусства, они привносят долю поэзии в наше повседневное существование. Свет в целом — очень сильный и поэтичный материал, чистый и даже божественный. Он говорит с каждым из зрителей на своем особом языке. На таких фестивалях происходят важные диалоги как света с пространством, так и света с аудиторией. «Не темно» я отношу ко второй группе. Все инсталляции фестиваля достаточно персональные, глубокие и взаимодействуют с пространством, в котором будут выставляться. Меня очень привлекает концепция проведения фестиваля светового искусства именно в самый короткий световой день в году.
Александр Радтке Россия
Арт-объект: Вайнера, 40, рядом с офисом МТС
Первый раз я участвовал в фестивале еще в 2014 году. Тогда мы делали все собственными силами, у нас был минимальный бюджет и несколько рабочих рук. Для меня «Не темно» — это нечто, что зарождает коннект между художником и зрителем. Мой зритель — не тот, который ходит в музей, а который в повседневности может увидеть искусство.
В этом году я представляю инсталляцию «Будда», которая светится изнутри. Внутреннее гораздо важнее, чем внешнее. Внутренний свет есть у всех, главное открыть, отыскать и светить. Будда здесь как образ — он не был просто человеческий индивид, который существовал давным-давно. Будда — это сущность, состояние ума. Любой буддист скажет, что в этом суть — стремление к Будде.
В России плохо не только со световым искусством, но и с искусством в целом. У нас бизнес в искусстве в зачаточном состоянии. Люди привыкли еще со времен СССР, что искусство принадлежит народу. Ментальность осталась — эта беда. Надо разрушать эту идею, выстраивать взаимоотношения между художником и зрителем. Для этого и нужны некоммерческие фестивали, выставки. Я жил в Берлине, и у нас там было такое понятие, как арт-коннект. Это такая организация, которая занимается связью всех художников, они начинаются общаться друг с другом, делиться знаниями, опытом. Это круто. В России тоже необходимо налаживать связи, потому что художники разрозненные.
Макс Зюдус Германия
Арт-объект: Чапаева, 1, Сад Нурова и Добролюбова, 19а, двор ГЦСИ УРАЛ
Я работаю с Евгенией Никитиной уже шесть лет. Два года назад мы были сокуратороми фестиваля «Не темно». В это раз я участвую как художник. Моя работа — мультипроекция, которая сочетает в себе аналоговые и цифровые изображения.
Проект концептуально можно разделить на две части. Первая непосредственно привязана к локации. Вчера я был на участке — в саду Нурова, сделал фотографии. Планирую часть них спроецировать в ходе инсталляции, но каким-нибудь образом трансформировать — поменять цвета, конвертировать, пока точно не знаю. Вторая часть — видеопроекция, которую я привез с собой. Она тоже направлена на трансформацию пространства. Проблема в том, что сад Нурова, где расположится моя работа по сути не является садом. Это историческая стена, за которой находится парковка. Сложно что-то создать в подобном контексте. Но я очень ценю, что оказался в такой ситуации, это вызов для художника. Постараюсь с помощью моей инсталляции, а также сочетания света и движения создать интимное персональное пространство.
Каждый город в мире страдает световым загрязнением. В Екатеринбурге для меня, как для европейца, присутствует совершенно излишнее количество света. Его определенно больше, чем должно быть — уличные фонари, машины, световая реклама. Для безопасности жителей достаточно четверти того света, который сейчас есть. В Екатеринбурге никогда не темно. Свет, снег, который отражает свет, свечения в небе и туманы — все это в целом формирует ореол не безопасности, а скорее контроля. Поэтому идея «Не темно» немного противоречива. Мы пытаемся бороться светом со светом. Хотим убрать свет, как материал, технику, трансформировать его в нечто более правильное. С помощью этого показать городу, каким может быть освещение, и как правильно воспринимать свет в контексте городского пространства.
Анна Роза Рапп Германия
Арт-объект: Горького, 4а, Музей архитектуры и дизайна
В основе моей фестивальной работы — рисунки, картины и принты, которые я создавала на протяжении предыдущего года. Они являются абстрактными формами — не несут в себе сюжетности. Я хочу их оцифровать и анимировать. Движение картинок должно происходить в рамках пространства, архитектура будет использована как своеобразный холст. Такой диалог света и пространства. Вся идея основана на моем процессе поиска собственного визуального языка. Это для меня важный личный квест. Мне интересны эксперименты с композицией, и каким образом картинка несет ценность, посыл несмотря на сокращение и уменьшение реальности, которая содержит в себе любой образ. Именно переход от реальности к образу: что сохраняется, что остается утерянным.
Свет для меня — это то базовое состояние, в котором я нахожусь. Свет снаружи сильно влияет на мой внутренний свет — настроение, душевное состояние. Для меня свет является невероятно важной частью физического мира. Свет может создавать свою собственную реальность, и в этом несет невероятную ценность, которую мы очень часто не замечаем. В современном мире света настолько много, что мы начинаем воспринимать его как данность.
Для меня, как художницы, свет — это та техника, которую я выбрала, чтобы воплощать созданные мной образы в жизнь. И с помощью комбинации цветов, форм, света и архитектуры создавать некую новую реальность.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.