13 выставок, на которые нужно сходить этой весной Верещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»
Весенний выставочный сезон обещает начаться громко: прямо перед мартовскими праздниками Новая Третьяковка откроет масштабную выставку Василия Верещагина, к концу месяца ГМИИ имени А. С. Пушкина выставит мастеров золотого века голландской живописи, а в апреле фонд V-A-C проведет «последнюю репетицию» перед открытием «ГЭС-2» — важного выставочного пространства на «Красном Октябре», которое имеет все шансы стать главной площадкой современного искусства в Москве.
The Village отобрал 13 интересных выставок, которые пройдут в ближайшие три месяца.
Текст
Мария Евдокимова
На фотографии: «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»
«Василий Верещагин»
Выставка, из-за которой в Третьяковке снова будут ломать двери
Грядущий сезон Новая Третьяковка откроет блокбастером — масштабной ретроспективой главного русского баталиста Василия Верещагина. Выставка попытается охватить масштаб личности художника, для которого живопись была далеко не главным делом жизни. Верещагин был также историком, писателем, философом, исследователем и, главное, непосредственным участником военных действий, благодаря чему его работы можно рассматривать как уникальные военные репортажи. Выставка будет разделена по основным сериям работ, написанным художником в путешествиях и военных походах.
О старте продаж билетов Третьяковская галерея объявила практически за месяц до начала выставки. Наученные горьким опытом (все помнят выломанные двери на выставке Серова), организаторы решили подойти к приему посетителей более продуманно: будут открыты сразу три входа, а за один сеанс в 30 минут в галерее может находиться не более 250 человек.
Когда
7 марта — 15 июля
Где
Третьяковская Галерея на Крымском Валу
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»
Старые голландцы и редкий да Винчи
В конце марта в Пушкинский музей привезут обширную коллекцию американцев Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, которым за сравнительно короткие 15 лет удалось собрать удивительную по художественной значимости подборку старых голландских мастеров XVII века.
На выставке будут представлены 82 произведения, ни одно из которых еще не было показано в России. 80 из них — редкие живописные полотна Рембрандта, Яна Вермеера и Франца Халса и чуть ли не всех художников их круга, которые в то время жили и работали в Лейдене (отсюда и название коллекции). Помимо работ учителя Рембрандта Питера Ластмана, а также его первого и самого известного ученика Геррита Дау, посетителей ждет ценный бонус — редкий рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя».
Когда
28 марта — 22 июля
Где
ГМИИ им. Пушкина, главное здание
«Невозможное неизбежно. Идеи, которые меняют мир»
Технологическое будущее «Черного зеркала» наступает
Главная выставка сезона в Еврейском музее будет посвящена истории технологических изобретений, которые меняют наш мир уже сейчас, а вскоре повлияют на него еще более радикально. Проект объединит в себе работы российских художников, которым было предложено поразмышлять на тему будущего, а также десятки израильских стартапов в сфере инноваций — наглядные примеры достижений современности и демонстрация того, стоит ли нам ждать появления условного телепорта в ближайшей перспективе.
Когда
15 марта — 27 мая
Где
Еврейский музей и центр толерантности
На фотографии: «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое и оптическое искусство Восточной Европы и Латинской Америки в 1950–1970-е»
«Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое и оптическое искусство Восточной Европы и Латинской Америки в 1950–1970-е»
Искусство начала второй половины XX века — кроме Поллока и Ротко
17 марта «Гараж» открывает сразу несколько крупных выставок. Одна из них — первый в России масштабный проект, посвященный кинетическому и оптическому искусству Восточной Европы и Латинской Америки.
Как правило, история мирового послевоенного искусства представлена через призму США и Западной Европы. Эта выставка, напротив, обращает внимание на те тенденции, которые развивались параллельно абстрактному экспрессионизму и европейской лирической абстракции, рассматривая Будапешт, Варшаву, Загреб, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу как альтернативные художественные центры того времени, где кинетическое искусство и оп-арт оказались важным медиумом между художниками и обществом.
Когда
17 марта — 9 мая
Где
Музей современного искусства «Гараж»
«Дельфин в фонтане»
Поток сознания абхазского художника, эмигрировавшего в Европу
Еще один проект, открывающийся в «Гараже» в тот же день, — персональная выставка Андро Векуа, художника грузинского происхождения, который в 1995 году эмигрировал из Тбилиси в Швейцарию, откуда позже перебрался в еще более свободный Берлин.
В своих работах Векуа так или иначе возвращается в прошлое, а именно в Сухуми — город, в котором прошло его детство и из которого его семье пришлось бежать из-за вооруженных конфликтов начала 90-х. Попадая на выставку, зритель оказывается в сознании художника, в котором находится место сразу трем временным измерениям: прошлому — это город из детства, которого для Векуа больше не существует, настоящему — космические пространства, осваиваемые людьми, и будущему — там бродят гиперреалистичные восковые фигуры подростков с бионическими частями тела.
Когда
17 марта — 21 мая
Где
Музей современного искусства «Гараж»
«Невозможность бытия»
Посмертная ретроспектива одного из самых успешных нонконформистов
2 марта в Московском музее современного искусства открывается большая ретроспектива Владимира Янкилевского, одного из самых ярких представителей нонконформизма. Приуроченная к 80-летию художника (теперь уже посмертно, в январе этого года Янкилевский скончался), выставка постарается заново осмыслить роль и место его личности в искусстве ХХ века. Янкилевский был первым советским художником, работы которого в свою коллекцию начал закупать Центр Помпиду, а затем и другие европейские музеи и коллекционеры.
Основной темой творчества художника, по его собственным словам, всегда оставался метафизический конфликт между «конечным» я человека — телом, которое не может быть вечным и является частью актуального социума, и его «бесконечным» — душой, которая существует как часть универсума.
Когда
2 марта — 29 апреля
Где
Московский музей современного искусства
На фотографии: «Прибытие поезда»
«Эмилио Амбас: От архитектуры к природе»
Стекло, бетон и лес — зеленые проекты основателя экоархитектуры
Эмилио Амбас — важный американский архитектор, пионер в сфере экологической архитектуры: все его проекты, будь то жилой дом, музей или торговый центр, органично интегрированы в природный ландшафт и сделаны с помощью безопасных, «зеленых» материалов.
Среди главных экспонатов выставки — макет частного дома под Севильей, а также фотографии, рисунки и фильмы, которые расскажут о проектах архитектора и принципах его творчества. Подробнее об Эмилио Амбасе и его работах можно узнать от куратора Владимира Белоголовского, лекция которого пройдет в день открытия.
Когда
4–28 апреля
Где
Музей архитектуры им. А. В. Щусева
«Генеральная репетиция»
Последняя репетиция перед открытием «ГЭС-2»
Фонд V-A-C продолжает серию проектов, начатых ровно год назад открытием московской электростанции ГЭС-2, где сразу после завершения выставки началась масштабная реконструкция. После реновации зрители смогут посещать станцию как постоянное выставочное пространство, пока же фонд активно коллаборирует с другими московскими площадками.
Выставка, которая на пять месяцев займет пространство ММОМА на Петровке, в буквальном смысле станет генеральной репетицией перед открытием ГЭС. По словам директора V-A-C Терезы Мавики, их главной целью был эксперимент: не проведение выставки как таковой, «а создание программ, в которых будет задействовано много языков и культурных кодов».
Когда
с 26 апреля
Где
ММОМА на Петровке
«Прибытие поезда»
Образ поезда в культуре: от братьев Люмьер до Эрика Булатова
В новом выставочном сезоне ГЦСИ совместно с фондом культуры «Екатерина» представят масштабную выставку, центральной темой которой станет образ поезда в мировой культуре.
После того как появление поезда полностью изменило наше представление о преодолении пространства, этот образ прочно вошел в культуру как символ любого прогресса и движения вперед. По словам куратора Виталия Пацюкова, мы встречаемся с ним везде, «в разных формах, разных жанрах и техниках — в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, киноавангарде и видео-арте, в живописи, музыке и литературе».
На время выставки пространство фонда превратится в железнодорожный состав, каждый из вагонов которого покажет образ поезда своего времени.
Когда
23 марта — 20 мая
Где
Фонд культуры «Екатерина»
На фотографии: выставка Кимико Йошида и Масако Ясуки
Выставка Кимико Йошида и Масако Ясуки
Японское искусство для тех, кто уже скучает по Мураками и Танаами
За прошедший сезон японское искусство стало одной из самых популярных тем московских выставок, и, по всей видимости, интерес к нему будет подогреваться весь будущий год: 2018-й объявлен перекрестным годом культуры России и Японии.
Выставка в галерее RuArts объединит работы двух художниц, противоположных в творческих методах, Кимико Йошида и Масако Ясуки. Кимико — фотохудожница, работающая сериями автопортретов. Масако — пейзажист, пишущая свои работы яичной темперой (традиционный материал древнерусской иконописи). Однако работы обеих художниц представляют традиционный для современного японского искусства симбиоз старого и нового, разных техник и культур: в первом случае — наложением живописного слоя на фотографию, а во втором — объединением западных и восточных технологий.
Когда
14 марта — 26 апреля
Где
RuArts Gallery
«Маяковский. Универсальный ответ записочникам»
Неизданная книга Маяковского с ответами хейтерам
10 марта в галерее на Шаболовке откроется проект-исследование, приуроченный к 125-летию со дня рождения Маяковского. Основная тема — восприятие поэта его современниками, аудиторией 1920-х годов. За свою жизнь Маяковский собрал около 20 тысяч записок с вопросами и репликами из зала, звучащих во время его выступлений в разных городах. Эти комментарии должны были стать частью планировавшейся, но так и не изданной книги «Универсальный ответ записочникам».
На выставке они будут впервые представлены широкому кругу вместе с другими архивными материалами, которые перенесут зрителя в импровизированную аудиторию, где с одной стороны будут показаны разные типы слушателей поэзии Маяковского: студент, комсомолец, служащий, рабочий, нэпман, интеллигент, высказывающие свое мнение с помощью записок, а с другой — сам Маяковский, для которого ответная реакция публики всегда была важной частью выступления.
Когда
23 апреля — 12 августа
Где
Галерея «На Шаболовке»
«Эффект липких пальцев»
Путешествие в прошлое, которое скоро может стать настоящим
Основная тема выставки петербургского художника Ивана Плюща — деспотический режим, в котором Россия существовала долгие советские годы и к которому, по мнению художника, она может вернуться уже в ближайшее время.
Плющ представляет этот режим в лице персонажа, который пытается собрать историческое прошлое по частям с помощью ностальгических маркеров советского детства: качелей-весов, резинового мячика и красной ковровой дорожки, которая, по замыслу художника, напоминает о властных правительственных структурах и возрождает в памяти государственный флаг СССР.
Когда
6 марта — 15 апреля
Где
Галерея Pop/Off/Art
«Настоящим удостоверяется»
Преемница Трейси Эмин и Дэмиена Хёрста — впервые в Москве
Еще одна выставка, которая откроется 6 марта на «Винзаводе», — «Настоящим удостоверяется» Елены Поповой, британской художницы российского происхождения, которую The Independent называет артисткой нового поколения Молодых британских художников.
Тема ее первой персональной выставки в России — взаимосвязь капиталистической экономики и социума и вместе с тем соотношение современных форм искусства (компьютерной графики) с более традиционными (живописью). Художница впервые работает с «гипнотической абстракцией», плавные магнетические линии которой завораживают и притягивают, подобно деньгам, которые полностью овладели жизнью современного общества.
Когда
6 марта — 12 апреля
Где
Галерея OSNOVA
Фотографии: обложка, 2 — Музей современного искусства «Гараж», 1 — ГМИИ им. Пушкина, 3 — Фонд культуры «Екатерина», 4 — RuArts Gallery
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.