9 июня — 30 августа

«Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций»

Ключевой летний проект Пушкинского музея. Первая российская ретроспектива авангардиста, предпочитавшего проволоку классическим бронзе и мрамору, а также придумавшего «мобили» и «стабили» — подвижные конструкции, приводимые в движение ветром, и статичные металлические cкульптуры. Больше полувека назад, в 1959 году, пару скульптур Колдера привозили на Американскую национальную выставку в «Сокольниках» — теперь же осуществить полноценное знакомство доведётся жителям совсем другой Москвы.

 

где:
ГМИИ имени Пушкина

10 июня — 26 июля

«Присутствуя в городе явно и незримо»

Последние четыре года «Газпромбанк» с энтузиазмом собирает собственную коллекцию современного искусства — первую корпоративную в России. Несмотря на юность, собрание выглядит внушительным — им занималась как директор фонда V-A-C, итальянка Тереза Мавика, так и вице-президент «Газпромбанка» Марина Ситнина. Среди художников, которых соберут в ГЦСИ на демонстрации банковской коллекции, — Виктор Алимпиев, Анатолий Осмоловский, Алина Гуткина, Андрей Монастырский и другие узнаваемые авторы, осмысляющие отношения городских ритуалов и человека.

 

где:
ГЦСИ

 

12 июня — 9 августа

«Яёй Кусама: теория бесконечности»

«Гараж» переехал в новое здание на месте бывшего ресторана «Времена года» и сразу же привёз туда целых восемь выставочных проектов, среди которых и специальное творение Эрика Булатова, и тотальная живописная инсталляция немки Катарины Гроссе, и интерактивный аттракцион с лепкой пельменей тайца Риркрита Тиравании. Впрочем, жемчужина программы — первая для нас персональная выставка 82-летней подруги Энди Уорхола и фанатки крупного гороха Яёй Кусамы. В Москву привозят её недавние инсталляции — иллюзорные комнаты, в которых подвергаются сомнению привычные пространственные ориентиры. Плюс — ранние перформансы Кусамы на видео.

 

где:
«Гараж»

 

17 июня — 23 августа

«Процесс о трёх миллионах. Коллекция плакатов Александра Добровинского»

Адвокат Александр Добровинский не только развёл пол-Москвы, но и собрал приличную коллекцию произведений искусства и предметов старины: от фарфора до тибетской иконописи и лакированных шкатулок. Часть его коллекции, которую покажут в Еврейском музее, представляет собой рекламные плакаты начала XX века. Две сотни иллюстраций авторства Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, Владимира Маяковского, Александра Дейнеки и выпускников ВХУТЕМАСа — в некотором смысле родоначальников графического дизайна в России.

 

где:
Еврейский музей и центр толерантности

 

 

27 июня — 27 сентября

«Заха Хадид в Государственном Эрмитаже»

Три сотни фотографий, чертежей, макетов и эскизов зданий суперзвезды от архитектуры и первой в истории женщины — обладательницы Притцкеровской премии — не исключено, что ради нового проекта Эрмитажа стоит скорректировать свои летние планы. Опера в Гуанчжоу, Музей искусства XXI века MAXXI в Риме, Лондонский центр водных видов спорта и первые экспериментальные эскизы выставят в Николаевском зале Зимнего дворца — одном из самых пышных помещений Эрмитажа.

 

где:
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

18 июня — 23 августа

«Владислав Мамышев-Монро. Архив М»

Огромная выставка наследия Владислава Мамышева-Монро, утонувшего два года назад на Бали, ставит своей целью поэтапно структурировать его творчество на основе как архивов самого художника, так и работ, случайно сохранившихся у друзей и близких. Разрисованные портреты членов Политбюро, коллажи, костюмы, «расцарапки» и фирменные перевоплощения Монро в фото- и видеосвидетельствах завладеют сразу всеми залами музея на Гоголевском бульваре.

 

где:
ММСИ на Гоголевском бульваре

30 июня — 1 июля

«Группировка ЗИП. Подполье»

Новая тотальная инсталляция востребованнейшей четвёрки, побывавшей и в шорт-листе премии Кандинского, и на Биеннале молодого искусства, и в Третьяковской галерее. «Подполье» осмысляет противостояние официальной культуры и андерграунда в жизни как отдельных городов, так и всей постсоветской культуры.

 

где:
XL Галерея

 

14 августа — 6 сентября

«Скульптуры, которых мы не видим»

Ещё одно из нередких обращений к советской нонконформистской культуре — групповая выставка московского объединения ЛеСС, существовавшего с 1954 по 1968 год. Входившие в него Вадим Сидур, Юрий Ларин, Анатолий Слепышев, Леонид Берлин и Александр Позин на публику выполняли пропагандистские госзаказы, а у себя в подвалах обращались к более скромным формам и мелкой пластике, которую и покажет «Манеж». Чтобы рассмотреть советскую скульптуру через призму времени, работы ЛеССа покажут вместе с произведениями Анатолия Осмоловского, Хаима Сокола и других наших современников.

 

где:
«Манеж»

 

 

Фотографии: 1 — Black Mobile with Hole, 1954 © 2015 Calder Foundation, 2 — Иван Чуйков. Из серии «Виды Москвы. Панорама в сумерках». 1993, 3 — Яёй Кусама: теория бесконечности, 4 — Владимир и Георгий Стенберги, Процесс о трех миллионах, 1926 © Коллекция Александра Добровинского, 5 — Заха Хадид, 6 — Владислав Мамышев-Монро. Из серии Жизнь замечательных людей. Цв.фотография, 1996, 7 — «Группировка ЗИП. Подполье», 8 — «Скульптуры, которых мы не видим», Вадим Сидур.