Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
В последние годы сценарист и художник Виталий Терлецкий стал одним из самых заметных представителей российской комикс-индустрии. Его «Собакистан» не покидает топы продаж профильных магазинов, кинопродюсеры сражаются за права на экранизации его произведений, а каталогу независимого издательства «Терлецки комикс» могут позавидовать многие мейджоры. Исследователь визуально-нарративных искусств Гжегож Афонька поговорил с Терлецким и попросил его поделиться с читателями The Village историей своих удач и провалов, а заодно рассказать о своем отношении к цензуре и самоцензуре и о том, почему людям надо брать пример с растений.
«Запах фиников»
В первых числах декабря в Москве проходила очередная ярмарка Non/fiction, где мы в последний раз лично встретились с Виталием Терлецким. Гостиный двор представлял собой печальное зрелище: из региональных издательств мало кто нашел деньги, чтобы приехать, да и посетителей было немного — если не изменяет память, все были напуганы очередной волной пандемии.
Весной на Non/fiction под комиксы обустроили целую площадку. Теперь же издателей визуально-нарративных историй вновь загнали в их законное гетто — тесно сдвинутые столы-стенды на задворках российской книжной индустрии, за которыми стоят замученные продавцы, а среди них — Терлецкий в неизменной футболке с Фартзиллой. Если даже он скучает, то ничего хорошего не жди. Ничего хорошего и не происходит.
Обвешанная шоперами женщина рассматривает сумку с собачьей мордой и надписью по-корейски. Вероломно пытается купить ее почти за бесценок, но получает решительный отпор, и мы с Терлецким возвращаемся к важной дискуссии о том, как хорошо, что на свете есть Р. Л. Стайн, автор около 500 или 600 почти неотличимых друг от друга книг детских ужастиков.
Следующая посетительница присматривается к обложке для паспорта, но уходит с полным комплектом «Собакистана». И почему-то никто не интересуется главным, что он привез в Москву из Петербурга, — боди-хоррором «Отель „Лето“». На него я заранее написал настолько подобострастную рецензию, что воспринимаю как личное поражение то, с каким равнодушием взгляды покупателей скользят мимо обложки с мученицей, рыдающей кровавыми слезами. (Знал бы, лучше бы рецензировал экологически чистые шоперы.)
— Я сбегаю пообедать? Присмотришь за книжками?
— Да, конечно, — говорю я. — Беги.
Терлецкий зашнуровывает огромные клоунские ботинки, на одном из которых написано «Love», а на другом «Hate», хватает чучело хаски, с которым не расстается даже в самых дальних поездках, и действительно бежит под неодобрительные окрики продавцов интеллектуальной литературы.
Прошло четыре месяца, судьба приняла мелодраматический поворот. Мы с Терлецким говорим по телефону и смотрим на Арарат. Он — с турецкой стороны, я — с армянской. Будь мы любовниками, можно было бы снять претенциозное фестивальное кино, которое не получило бы ни одной награды. И назывался бы фильм как-нибудь соответствующе. «Запах фиников», например.
— Знаешь, мы так давно знакомы, — дышу я в трубку и на темном стекле появляется испарина, — и так много друг о друге знаем, но при этом не знаем ничего. Давай вспомним всю твою жизнь от рождения до этого момента.
— Да, самое время, — соглашается глубокий хриплый голос на том конце провода.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.