Московские рестлерши смотрят сериал «Блеск» Как женский рестлинг изменился с 80-х
29 июня на Netflix вышел второй сезон сериала «Блеск» — одного из самых популярных проектов стримингового сервиса. Это история создания первого телевизионного шоу с женским рестлингом — Gorgeous Ladies of Wrestling (GLOW, то есть «блеск»). Создательниц сериала Лис Флахайв и Карли Менш привлек сам сюжет о том, как в середине 80-х продюсер из богатой консервативной семьи и режиссер фильмов категории «Б» собрали дюжину актрис-неудачниц, женщин-каскадеров и просто девушек, желающих прославиться, научили их драться и сделали популярнейшее шоу. Но, кроме того, по словам Флахайв, они с Менш пытались понять, насколько на отношение к женщинам в 80-е повлияла деятельность популярного в 60-е и 70-е Движения за освобождение женщин (Women’s Liberation Movement): «Сработало ли это? Стало ли лучше?» Ответов на эти вопросы нет до сих пор, поэтому «Блеск» выходит в подходящее время. Но, конечно, сериал не только о феминизме, дружбе, любви и ненависти, но и о том, как женский рестлинг выглядел в свой золотой век. The Village пересмотрел первую серию «Блеска» с российскими рестлершами Полиной Никитиной и Евой Новак и попросил их рассказать о том, как женский рестлинг изменился с 80-х, почему туда стали брать не только актрис и как на матчи влияют личные отношения между спортсменками.
Полина Никитина «Мефисто»
Независимая федерация рестлинга (НФР)
Ева Новак
«Кейси»
Независимая федерация рестлинга (НФР)
Ева: В первой серии много внимания уделено первым тренировкам. Да, на них на самом деле учат делать кувырочки и бегать от канатов. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые новички даже не понимают, как делать кувырки. Вообще, в процессе тренировок отсеивается очень много людей. В моем наборе было человек 30. За первый месяц отсеялось около половины, а после нескольких месяцев я осталась одна. Люди, в принципе далекие от спорта, часто приходят к нам и не понимают, что такое рестлинг. Видят картинку, думают: «Ну, это просто, я тоже так могу». А им нужно иметь хорошую растяжку, быть сильными, выносливыми и так далее. Рестлерами становятся единицы.
Полина: В нашем рестлинге нет как такового режиссера, который отвечает за все, как Сэм Сильва в сериале. Обычно это группа людей: кто-то занимается звуком, светом, камерами и рингом, кто-то — сеткой матчей, кто-то отвечает на вопросы рестлеров, помогает развиваться, помогает с арсеналом. Но зрелищность выступления прежде всего зависит от опыта рестлера. Бывает, что на ринге срывается канат. Если бы был режиссер, который прописывает шоу до мелочей, то рестлеры бы схватились за головы, матч бы остановился, зрители были бы очень удивлены. Нетелевизионные рестлеры знают, как из такой ситуации выпутаться. Но в GLOW все действительно было прописано: на телевидении важны рейтинги.
Ева: В сериале правильно говорится: «Вы будете играть рестлеров». То есть это просто актеры, которых научили чему-то из рестлинга — для картинки.
Полина: Я смотрела рестлинг 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годов. Расцвет пришелся на 50-е и 60-е, тогда все было чуть ли не серьезнее, чем сейчас. Раньше рестлинг был больше похож на борьбу, иногда очень болезненную. Там девушки реально боролись, били друг друга, отправляли в нокауты: выглядит жестко даже на черно-белых записях. В 80-е, с расцветом поп-культуры, атмосфера очень сильно изменилась. GLOW как раз про период становления зрелищного женского рестлинга. Тогда, как и говорится в сериале, упор делался на картинку, а не на спортивную составляющую. Каким бы ни был сюжет и сам бой, картинка всегда важнее.
Ева: В сериале персонажей для рестлерш придумывают, исходя из их особенностей: внешнего вида, расы или национальности. Такое действительно существует: например, есть американская рестлерша Лана, подчеркнуто пророссийская. В детстве она жила в Риге, вероятно, выучила там немного русский язык, это учитывали при создании ее персонажа. Но насильно никто никому образы не придумывает. Когда человек приходит на отбор WWE (World Wrestling Entertainment — главная американская компания, занимающаяся проведением рестлинг-матчей. — Прим. ред.), он показывает то, что чувствует, как себя видит, как себя преподносит. В сериале хорошо показано, что наличие актерского мастерства не дает никаких преимуществ. Да, нужно уметь быть открытым и не замыкаться в себе. Но для этого, во-первых, не обязательно быть актрисой, а во-вторых, это не делает тебя хорошим рестлером.
Пилотный выпуск оригинального GLOW: 80-е во всей красе
Полина: В оригинальном Glow две самых ярких представительницы были как раз Американа — прототип Либерти Белль, которую играет Бетти Гилпин, и Ниночка — прототип персонажа Элисон Бри, Зои Дестрои.
Ева: В 80-е и 90-е внешние данные и то, как человек себя преподносит, играли гораздо более важную роль — все действительно выглядели модельно-идеально. В конце серии режиссер Сэм Сильва представляет себе бой героинь как софт-порно на ринге. Сейчас от этого очень далеко ушли. Я этому рада. Потому выставлять рестлинг в неспортивном виде — ужасно. В современном рестлинге люди, конечно, продолжают обращать внимание на то, как выглядит человек, но уже с другой стороны: есть ли в нем что-то особенное, а не просто привлекательное. Но это совершенно необязательно. Если человек показывает хороший, качественный рестлинг, то он добьется успеха. В 80-е нужно было придумывать каждому рестлеру уникального персонажа, а сейчас мы понимаем, что каждый рестлер в любом случае уникален.
Полина: Есть еще такой момент, что сейчас просто красивой девушке, интересующейся рестлингом, не обязательно выходить на матч. Она может быть анонсером, менеджером, интервьюером, кем угодно. Любому человеку всегда найдется применение. А рестлер должен быть бойцом в первую очередь.
Ева: Сейчас это уже не имеет значения: телевидение, не телевидение, как идет, так и идет. Если матч проходит плохо, то тебя просто не увидят. Поэтому важно быть спортсменом в первую очередь. Потерялся на ринге, не знаешь, что тебе делать, паникуешь — тебе говорят: «Так, с тобой все ясно, иди тренироваться дальше». Еще люди по-разному реагируют на травмы. Если видно, что человек получил травму, например сломал руку, и сдается, то ее на ринге могут спокойно доломать. А если рестлер видит, что оппонент продолжает драться даже после травмы, то ему дадут довести матч до конца и, может быть, даже выиграть. Недавно я видела, как рестлер во время боя получил травму шеи: то ли сломал ее, то ли повредил позвоночник. Но он не остановился и в итоге завершил матч в свою пользу.
Полина: Тут двоякая ситуация. Если рестлер понимает, что в случае продолжения матча он усугубит свою травму, то ему никто слова не скажет. Но продолжить матч он все равно может — под свою ответственность.
Лана — одна из звезд современного рестлинга. До 17 лет жила в Риге, где училась на танцовщицу, потом переехала назад в США. В 2013 году попала в рестлинг в образе дипломата-международника с нарочитым русским акцентом. В итоге стала супругой рестлера Александра Русева, который, будучи, конечно же, болгарином Мирославом Барняшевым, изображает русского медведя: выступает в трусах с триколором, а на матчи приезжает на танке. На видео их свадьбу пытаются сорвать: как правильно подмечает одна из героинь GLOW, бывшая актриса сериала для домохозяек: «Рестлинг — это мыльная опера».
Зачастую получается, что девушки мужчин побеждают. Не всегда силой, но гибкостью, скоростью и хитростью
Ева: Если рестлеры находятся в плохих отношениях, то они, как и показано в сериале, просто не общаются. У нас есть правило: вне зависимости от того, любим мы друг друга или не любим, драться мы можем только на ринге. И то если разрешат. Нельзя после матча подойти к кому-то и ударить стулом по голове. Это подло. Драки за пределами ринга, впрочем, все равно случаются, такое было не раз.
Полина: Другой важный момент: какими бы ни были отношения между рестлерами, их нужно оставлять за рингом. Человек должен быть профессионалом. Во втором сезоне это обыгрывали: одна из героинь нанесла другой травму, сделала запрещенный прием, потому что они конфликтовали. Такое обычно сразу заметно. К этим людям, как правило, применяются меры, вплоть до запрета участвовать в любых шоу. Никто не захочет поддерживать рестлера, травмирующего других людей. Это работает и в другую сторону: как бы мы с Евой ни дружили, на ринге мы будем бить друг друга в полную силу.
Ева и Полина и правда часто сходятся на ринге
Ева: Еще тут есть воспитательный момент: приходят новички, смотрят на рестлеров, а те вдруг ни с того ни с сего начинают драться. Чему тогда научатся новички? Начнут бить друг друга, ничего не умея, и поубивают к чертовой бабушке?
Полина: В сериале очень хорошо показано, что все персонажи — яркие личности и на ринге, и за его пределами. Хоть рестлинг — спорт индивидуальностей, в большинстве ситуаций они вели себя как одна команда, которая делает общее дело. Тем более что они делают телешоу: один спор, один неудачный бой — и все, рейтинги упали, шоу закрывается. Это вопрос выживания. Сериал хорошо показал, как был устроен рестлинг тогда, какие использовались приемы, какая была стилистика. Актрисы проходили обучение у настоящих рестлеров, как драться так, чтобы не травмировать себя, и это видно. С технической точки зрения претензий к сериалу нет.
Ева: Рестлинг с 80-х очень усложнился. И это большая проблема. Людям надоедает смотреть одно и то же. В сериале часто использовался прием monkey flip. Тогда он казался сложным, но на самом деле он относительно простой и безопасный. В оригинальном GLOW я видела неприятный момент, как девушка, которая делала более сложный sunset flip, прямо на ринге вывернула себе локоть. Теперь это базовый прием. Сейчас круто — тройное сальто, прыжок с третьего каната за ринг: очень травмоопасно, практически убийственно. Хотя люди вообще-то иногда травмируются на совсем простых вещах. Можно травмироваться, сделав неудачный кувырок — у нас так одна девочка на тренировке связку на ноге порвала. Хотя это даже не прием.
Полина: Как со спецэффектами: в 80-х они были карикатурными, а сейчас практически неотличимы от реальной жизни. Другое дело, что человеческое тело все же ограничено в возмоностях, это не компьютер, и с 80-х оно не сильно поменялось.
Ева: Но фанатам думать о таком неинтересно. Им нужно что-то мегакрутое. Какой-нибудь прыжок с третьего каната, во время которого рестлер делает два с половиной оборота и падает на оппонента. Так не каждый может. Но если все научатся делать такой прием, а это, возможно, рано или поздно произойдет, то придется придумывать что-то новое, более убийственное. И это может привести к тому, что рестлинг станет настолько опасным видом спорта, что его перестанут показывать. Люди уже умирают на ринге, причем из-за простых вещей.
Во времена GLOW женщин в рестлинге использовали как картинку: вот, мол, посмотрите, они тоже могут драться. Им никогда не давали возможности раскрыться
Полина: В 80-е годы упор в рестлинге был на больших, накачанных мужчин: всем известный Халк Хоган, Джордж Стил. Последний не был в сильно хорошей физической форме, но был очень большим и вел себя как зверь: волосатый с ног до головы, подушки зубами разрывал. Но людям нравилось, они были готовы платить за это деньги. Сейчас есть много категорий рестлинга: появились, например, легковесы, которые тоже в хорошей форме, но просто меньше обычных рестлеров, зато они выполняют акробатические трюки. Раньше такое никому не было интересно.
Ева: Сейчас, может быть, из-за феминизма популярен межгендерный рестлинг. Люди не понимают: «Ну как так, парень бьет девушку, это же неправильно». Но зачастую получается, что девушки мужчин побеждают. Не всегда силой, но гибкостью, скоростью и хитростью.
Полина: Различия в мужском и женском рестлинге в приемах и тактике боя — силовые. Как-никак мужчины в основном сильнее женщин, в них это заложено генетически. Мужчины делают больше бросков с плеч: например, когда рестлер поднимает оппонента своего веса или больше на вытянутых руках и бросает его на ринг. Но у женщин больше скорости, прыгучести, легковесные приемы у них получаются лучше: перехваты, закруты, кувырки.
Ева: Во времена GLOW женщин в рестлинге использовали как картинку: вот, мол, посмотрите, они тоже могут драться. Им никогда не давали возможности раскрыться. И, скорее всего, тренировки тогда были в основном про то, как создать симпатичную картинку. Сейчас все серьезнее. Иногда смотришь бой и думаешь, что у многих мужиков так не получится драться. Плюс акцент делается на то, что женщины разные. Раньше была такая рестлерша Чайна, и она была просто огромной. Брала мужиков, выбрасывала их за ринг — по тем временам это было очень круто. Сейчас есть маленькие хрупкие девочки, которые делают много гимнастических элементов; есть сильные женщины, которые могут действительно поднять на руки кого-то и бросить; есть такие, как я: изначально я занималась карате, у меня хорошая ударная техника, я это использую. Да, я небольшая по комплекции, мне тяжело поднять другую девушку, не говоря уже о мужчинах.
Полина: С середины 2000-х рестлинг перестал быть развлекательным и снова стал спортивным. С одной стороны, рестлинг, как в GLOW, хорош, потому что о том, что такое рестлинг, узнало много людей. С другой — они увидели рестлинг не как спорт, а как какую-то гламурную драку девочек-актрис. Поэтому, наверное, сейчас рестлинг все же интереснее.
Обложка: Netflix
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.