«Папа Срапа был шаманом и магом. Его уход за день до начала «спецоперации» — еще одно тому доказательство» Памяти ростовского нойз-экспериментатора
В Ростове-на-Дону простились с Эдуардом Срапионовым — нойз-артист и конструктор музыкальных инструментов скончался 23 февраля в возрасте 60 лет, за день до начала «спецоперации» в Украине. Срапионов, также известный под псевдонимом Папа Срапа, прославился созданием уникальных синтезаторов, быстро ставших предметом культа среди музыкантов-экспериментаторов. The Village попросил друзей, знакомых и ценителей творчества Папы Срапы рассказать о его вкладе в русскую независимую сцену.
Евгений Вороновский
«Оцепеневшие», Cisfinitum
Папа Срапа был шаманом и магом, и уход ростовского армянина в день начала [полномасштабной] «спецоперации» [против Украины] — еще одно тому подтверждение. Он завершил своей жизнью эпоху.
Когда я познакомился с этим довольно маргинального вида человеком, то обнаружил в нем подлинного джентльмена старой закалки, эстета и настоящего мага. Эдик — чистейший алхимик, персона, сопоставимая с [Евгением] Головиным. Таких людей не то чтобы пересчитать по пальцам, это просто отдельная субстанция, и если ты знаешь, как с ней взаимодействовать, считай, что тебе повезло. У меня с ним взаимодействия сложились странные. Он хорошо ко мне относился, особенно когда узнал, что я скрипач.
Мы с ним любили выпивать и слушать классический рок, что-нибудь в духе Mahogany Rush или Хендрикса. И мне Срапа говорил: «Думаешь, я слушаю всю эту ***** [ерунду] типа нойза? Давай я тебе сделаю синтезатор с 45 кнопками — очень дорогой, 10 тысяч рублей».
Эдик мне очень напоминает художника [Анатолия] Зверева, который тоже рисовал за полтора рубля картины, которые теперь стоят как однокомнатная квартира в Москве. Я убежден, что отдельные синтезаторы Эдика могут иметь серьезный спрос у коллекционеров. Но этическое чувство останавливало меня от того, чтобы вступать с ним в товарно-денежные отношения. Я не покупал его синтезаторы, чтобы не становиться его клиентом, а оставаться его другом.
Михаил Никулин
«Церковь детства», «Утро»
Эдика я знаю лет двадцать. Он начинал в группе «Зазеркалье». Потом на ее обломках возникла группа «Урблюд Драмадеръ». Он сначала играл на бас-гитаре, а позже погрузился в придумывание собственных инструментов. В основном это была аналоговая история, никакой цифры там не было и близко.
Он участвовал в театральной жизни. У нас был театр «18+» (он сейчас возрождается), и в нем самый первый спектакль назывался «Папа». Но вообще Эдика я знаю не как музыканта, а как товарища, друга. Несмотря на его возраст, глубину и мудрость, он всегда был очень харизматичным: мог 40 минут рассказывать один анекдот.
Про него множество легенд ходит. Например, когда он служил в армии, он резал пластинки, склеивал речи Брежнева и с ними выступал на армейских вечерах. Его из-за этого называли первым диджеем Советского Союза.
Если честно, когда я узнал о смерти Эдика, у меня весь день под откос пошел. Печально, что такие люди уходят. Но я вообще очень скептически отношусь к современной культурной жизни в целом: не вижу никаких новых имен.
Arnold pR
Reutoff, Quattro Bravo Eballieros
Не могу точно припомнить, когда я вышел на Папу. Думаю, 10–11 лет назад, где-то в 2012 году. Я тогда активно интересовался необычным звукоизвлечением, самодельными инструментами, но в продукции, скажем, : vtol: мне чудился несколько галерейный, под электроакустику заточенный подход, а, например, у «Звуковых объектов» четко читался вектор «бюджетная реплика массового продукта» — и то и другое для меня тогда было совершенно неприемлемо. Кто-то, кажется, Костя Мезер из Sal Solaris, показал мне страничку Эдуарда в «ВК», и, даже еще не послушав, не оценив, на что способны эти приборы, я исключительно по картинкам понял, что это, пожалуй, то что нужно.
Тогда я очень интересовался взаимопроникновением реальности и вымысла, творческого акта и каждодневной рутины, такими себе попытками растушевать границы между жизнью и искусством. Не в рамках недорогого концептуализма — сэмплирования предметов домашнего обихода и прочего звукового шапито, — а в несколько ином, метафизическом плане. И в случае с Папой это было оно — на уровне работы с мусором цивилизации, обломками эпохи, потерявшими свой изначальный вид и будто ошибочно осужденными на некогда предписанный им функционал.
Его инструменты были сами по себе серьезным творческим актом, какими-то кусочками и кишочками, которые пересобрала и заставила звучать рука человека, также явно пересекшего немало граней фантастики, живущего на периферии социального, музыкального и культурного рынка. Выглядели они соответственно: «Синтел-5», например, много ездил с нами на гастроли, мне каждый раз приходилось объяснять, что это я с собой везу, а немецким пограничникам слов было недостаточно и пришлось выкапывать в рюкзаке «Крону», подключать прибор и крутить ручки, чтоб они убедились, что это не причудливая машина физического уничтожения. Да, работа с приборами Папы была делом очень особенным: результат твоих действий был не всегда предсказуемым, но неизменно впечатляющим.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.