«Дураки»: Как Юлия Накарякова записала самый легкий и честный альбом этой осени Помогли карты Таро, слушатели и умение делегировать
На прошлой неделе вышел альбом «Дураки» — вторая сольная запись Юлии Накаряковой, ранее игравшей в группе «Лемондэй». Это разительно отличающиеся от предыдущего творчества песни, полные легкости, нежности и печали. Артем Макарский встретился с исполнительницей и узнал, что альбом на самом деле дался ей очень сложно, но не обошлось и без иронии с весельем.
«Я думала раньше, что самое сложное для меня — написать песню. Потому что это может растянуться на годы. А сейчас я думаю, что самое сложное — всё. Ничего простого нет», — говорит Юлия Накарякова, сидя на кухне своей квартиры на севере Петербурга. Только что вышедший альбом «Дураки» она делала в течение всего этого года, о чем рассказывала на своей странице — в том числе потому, что альбом ей помогали записывать сами слушатели. В итоге чувство ответственности и трудности с записью незаметно становятся главными темами нашего разговора.
Слушать альбом на других площадках
Скарлатти и сложности
«Сложность этого альбома была не только в том, что очень много всего пришлось делать — и придумывать, и собирать. Но это еще был и длинный пандемийный период, когда нужно было просто начать его делать. Мне было не по себе, я боялась вообще подойти к инструменту, боялась, что ничего не получится, этот страх вгонял меня в апатию. Это было неосознанно, я думала: надо писать альбом, но я так люблю свою работу, пойду-ка лучше поработаю. Но сейчас такое уже вряд ли будет — я окончательно поняла, что в такие моменты ты просто садишься и делаешь». Юля говорит о том, что в итоге после долгого написания альбома урывками она решила заранее забивать даты на студии и уже к таким дедлайнам ответственно доделывать все необходимое, например аранжировки.
Студийное время стоит денег, и на это Накарякова не только тратила собственные сбережения, во многом отказывая себе в течение полугода, но и попросила помощи у слушателей. Как говорит она сама, без этой помощи альбом бы не состоялся. Решиться на краудфандинг было несложно. «Мне было важно, чтобы материал вышел, потому что я уверена в том, что он может быть полезен не только мне. И как раз для того, чтобы это сделать, мне пришлось свое эго из этой истории исключить: „Это нужно этому проекту, а он, возможно, нужен вам“».
Сидя над расшифровкой этого интервью, я думаю о том, что определяет нужность песни, и о том, что любая песня может оказаться нужной, если приходится по сердцу слушателю. Песни с «Дураков» сразу оказываются где-то там, их легко впустить в себя, легко запомнить — и еще легче понять их смысл: неспроста в некоторых из них весь текст — это пара строчек. Легко писать сложные вещи, а вот простые — куда сложнее. Кажется, Накарякова это очень хорошо понимает.
При этом слушателя, который знаком с ее творчеством еще со времен группы «Лемондэй», «Дураки» поначалу могут ввергнуть в растерянность, и предыдущий ее сольный альбом, «Здравствуй!», кажется отличным переходным звеном между тем, что она делала раньше, и тем, что делает сейчас. На место необычной поп-музыки, синти-попа с практически панковской энергией пришел отточенный и довольно изысканный арт-поп: при этом, когда я говорю с Юлей о том, что альбом кажется мне более акустическим, она отвечает, что электроники здесь нет всего в двух треках. Что ж, впечатление тоже бывает обманчивым, но оно не появилось из ниоткуда. Это ощущение большего ухода в клавишные и струнные возникает еще и из-за новой работы Накаряковой, связанной с академической музыкой. Благодаря ей она вдохновлялась не самыми очевидными источниками: в песне «Жарко» звучание рабочего барабана отсылает к Равелю, а в «Разоблачи» мелодия появилась благодаря многократному прослушиванию клавесиновых сонат Скарлатти. Впрочем, «музыкальные ассоциации никогда не бывают буквальными» — цитаты в первую очередь заметны ей самой, а у слушателя могут и не откликнуться. Как она сама говорит: «Я уже столько раз слушала эти песни, что мне очень сложно представить, как это слушается со стороны».
Совместная работа и усталость
Обсуждение академической музыки в какой-то момент выливается в разговор о Гленне Гульде — в недавно вышедшей в «Издательстве Яромира Хладика» тоненькой книге приведено его интервью, данное самому себе. Гульд был известен своим резким отношением к концертной индустрии — Накарякова разделяет его посыл и пока не планирует играть концерты с новым альбомом. Сам же канадский пианист не просто отказался от выступлений, но и приложил все усилия, чтобы его студийные записи звучали идеально, чтобы любой мог представить себя прямо напротив Гульда, без желания пойти на концерт. Сейчас, может, это и не самая неочевидная мысль, но в свое время он был первопроходцем.
И здесь прослеживается еще одна параллель: рассказы Юли о студийной работе показывают, что и для нее это был трудоемкий, сложный процесс. «Когда ты один, то приглашенные музыканты не упрощают работу. Ты с ними договариваешься, разрабатываешь и придумываешь партии. И на это уходит много ресурса. Мне помогла моя подруга Лейла Алиева, она придумала большую часть струнных партий, потому что у нее гармоническое мышление развито чуть лучше, чем у меня. Вообще, друзья мне сильно помогли, но это все равно было процентов 30 от всей работы — хотя надо сказать, что для меня это значимый опыт в сочинении музыки».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.