Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Чтобы понять, о чем последний альбом Арсения Морозова, нужно потерпеть. Сначала три минуты заканчивающей альбом песни «Раб лампы» (никакой связи с московской рэп-группой. Когда я рассказываю Морозову про историю Грюндика, он отвечает только: «Жестко»), потом несколько минут тишины. И только после этого — гитарный кавер на древний транс-хит конца 90-х «Better Off Alone», под который Морозов тянет: «Чем старше ты становишься, тем больше тишины вокруг. Думаешь, лучше быть одним? Ну так хотя бы поговори со мной».
Ну да, цифра 30 в название третьего альбома Арсения Крестителя, вышедшего 16 октября, вынесена не просто так — Морозов вновь говорит о возрасте: с высоты своих 33 лет он объясняет тем не особо преуспевающим в жизни молодым горожанам, которые сейчас подходят к четвертому десятку (мне, например), что бояться тут нечего. И приглашает к разговору.
«Тридцать — это для многих страшная дата. Я-то уже ее прошел, так что это немножко и от, и для 30-летних, тех, кто пересекает этот рубеж. [На альбоме есть все] городские легенды, с этим связанные: Новый год, который не вставляет, боязнь автокатастрофы, безумия и так далее», — рассказывает Морозов мне по фейсбуку из Уфы, где он находится в туре с другой его группой, Sonic Death, весной тоже выпустившей альбом. Но постепенно, песни с шестой, этот кризис заканчивается: «Начинается движ». «Это в принципе правильная структура для альбома», — говорит он.
Морозову всегда — еще со времен первых его групп (самая известная — Padla Bear Outfit) — была свойственна откровенность в песнях, пусть это не всегда было заметно с самого начала, но в последнее время он это делает осознанно. «Сейчас более или менее становится личным это все», — говорит он.
И, с одной стороны, даже обидно, что до настоящих 30-летних эта музыка может не дойти: «Моих ровесников в зале [обычно] практически нет, это *****», — говорит Морозов про свои концерты. Так честно с нами разговаривают очень редко. С другой — на «30» Морозов поговорил хотя бы со мной. «Мы с тобой теперь утопия, — поет Морозов в „Рабе лампы“, — я утопил все вокруг в огне — это утопия».
— Как ты пережил локдаун?
— Мы записали три альбома. Один, «Тишину» Sonic Death, этот блэк-металлический альбом, сразу же жестко ломанулись записывать, когда у нас отменился тур в марте. Мы хотели его играть в Туле, типа лениво, а после тура приехать и записать, но, поскольку тур отменился, мы его там дорепали до конца и записали. В июне-июле мы записывали «Крестилу» и в августе еще один Sonic Death сделали, но он выйдет в следующем году.
— А ты когда-нибудь пробовал подсчитать, сколько ты выпустил песен за всю свою жизнь?
— Нет. У меня что-то из серии 300 или 200. Но в любом случае у Бориса [Гребенщикова] 500 песен, но нечего петь ему было уже в 2001-м или 2003-м, как он говорил. Короче, пока у меня цифры 500 нет, это не имеет значения.
— Как твоя музыка изменилась за эти почти 25 лет, что ты играешь?
— Ой, ну все больше и больше… Идеальная поп-музыка должна быть как живой дневник, но при этом показывать весь эстетический набор персонажа, который ее делает. Мне стало интересно приближение какой-то вечной истории. Потому что я всегда чего-то придумывал, чем с себя начинал плясать, а сейчас более или менее становится личным это все.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.