Как «спецоперация» отразилась на музыкальной индустрии
С начала «спецоперации» почти во всех культурных сферах возникли серьезные проблемы: в столичных музеях закрылись международные экспозиции, зарубежных театральных артистов отозвали на родину, а на больших экранах кинотеатров вместо фильмов с «Оскара» стали показывать «Жмурки» и «Брата». Музыкальной индустрии, как всегда, досталось больше всех: три основных мейджор-лейбла — Universal, Sony и Warner — остановили работу на российском рынке, а большинство независимых лейблов и музыкантов либо покинули территорию РФ, либо взяли временную паузу с надеждой на то, что скоро все утихнет. При этом очевидно, что многие вещи уже необратимы: в стране не осталось крупных международных лейблов и выходов на ранее популярные стриминги, а у россиян — лишних денег на концерты и вечеринки.
В то же время музыкальная индустрия, как и многие другие культурные институции, разделилась на два лагеря, где в первом — бюджетники слушают Гагарину, «Любэ» и Тимати с Газмановым на концерте-митинге в «Лужниках», а во втором — поддерживают первого (и пока единственного) в России рэпера, признанного иностранным агентом, и смотрят стримы с благотворительных концертов Оксимирона и Noize MC.
The Village поговорил с представителями отечественной музыкальной индустрии и рассказывает, что происходит с независимой сценой прямо сейчас.
Новые условия и их последствия
Сама по себе творческая эмиграция сейчас вещь распространенная. После 24 февраля из России уехали не только независимые музыканты, но и многие популярные промоутеры и арт-директора московских клубов. Так, в конце марта создатель фестивалей «Боль» и Moscow Music Week Степан Казарьян объявил о прекращении своей деятельности на территории РФ и переехал в Белград: «Я больше не живу в России и точно не собираюсь проводить тут какие‑либо мероприятия или фестивали по очевидным, по крайней мере, для меня, причинам <…> Теперь я балканский промоутер, и, пожалуйста, считайте меня таковым, пока я не сообщу вам об обратном».
Схожим образом поступил и продюсер концертной программы Mutabor и фестивалей Awaz и Signal Артем Акимов, переехавший жить на Шри-Ланку. Однако он, в свою очередь, разрывать контракты с российскими музыкантами не стал, хоть и с начала «спецоперации» «почти полностью лишился какого-либо заработка на неопределенный срок». Наоборот, продюсер заявил, что не собирается прекращать работать с российской сценой — пусть и дистанционно. «Где бы я ни был — в России, на Шри-Ланке или на Марсе, — я буду оставаться с Mutabor всегда. Mutabor — это моя семья. Я буду делать все для поддержания команды и площадки», — рассказал The Village Артем Акимов. По его словам, Mutabor закрываться не собирается. Наоборот, после месяца простоя клуб снова возвращается в свою рабочую форму. Сейчас там проходят мероприятия сторонних промоутеров, а в мае на Шарикоподшпниковской стартует официальная концертная программа самого Mutabor. Пока у ребят в планах только три концерта — какие именно, не уточняется. «Сейчас много артистов уехало из страны — где-то весь состав, где-то частично, кто-то просто отказывается выступать, поэтому собрать программу очень сложно», — говорит Артем. Более того, организовывать мероприятия стало сложнее не только из-за отмены всех привозов и активно эмигрирующих музыкантов, но и из-за недостатка качественного оборудования и международной поддержки. «Без иностранных артистов, иностранного программного обеспечения и оборудования русская хиленькая музыкальная сцена не обречена, но будет находиться в жутчайшем кризисе в ближайшие годы. И так продолжится, пока путинский режим не прекратится, а когда это произойдет — одному Богу известно», — продолжает он.
Более принципиальной позиции насчет дальнейшего развития отечественной сцены придерживается электронная исполнительница Даша Короткова, она же Ушко. Она убеждена, что скоро никакой независимой сцены в России не останется, как минимум электронной. «Я уехала, все уехали, ничего „локального“ больше нет и не будет. России больше как таковой не существует ни для меня, ни для моих друзей», — говорит певица. «Русская культура — это не то, что мы будем распространять и продвигать в ближайшие лет пять <…> В режиме не будет „другой“ музыки, либо те, кто останутся, будут выкладывать свои релизы на SoundCloud и „ВКонтакте“ без возможности монетизировать свой труд. В общем, подождите немного и увидите, как все развалится», — говорит Ушко.
Однако так считают не все. Женя Горбунов из «Интуриста», наоборот, убежден, что сейчас крайне важно говорить о русской культуре. «Если вспомнить, как наше государство себя ведет на протяжении столетий, можно вообще ни о чем не говорить в принципе. А общественные деятели, писатели, поэты, композиторы, режиссеры и много кто еще, репрессированные и уничтоженные государственной машиной, — о них тоже не нужно говорить? — рассуждает он. — Хорошо, если не говорить о русской культуре, то давайте поговорим о контркультуре. В принципе, в России культура и контркультура — это часто одно и то же, особенно если речь идет о действии вопреки и прорастании живых побегов через феодальный или имперский железобетон».
Отечественная сцена за рубежом
После начала «спецоперации» многие независимые исполнители решили на время покинуть Россию и переехали в Грузию и Армению, где стали строить новую сцену и организовывать музыкальные фестивали в поддержку «пострадавших от боевых действий и насилия». Например, с 15 по 17 апреля в Ереване пройдет благотворительный фестиваль Camerata Fest Yerevan*, на котором выступят Sonic Death, Арсений Креститель, Инженер Земли, Ушко, Sofa Rodina и другие музыканты из России. Все собранные средства с продажи билетов будут переведены в «волонтерские организации, которые помогают мирным жителям, находящимся в критическом положении из-за военных конфликтов».
Кроме того, в конце марта петербургское коммуникационное агентство Doing Great Agency (Stereoleto, Alfa Future People, Beat Film Festival) запустило проект Doing Great for Great — нетворкинг-чат с экспертами музыкальной индустрии. Сейчас проект консультирует артистов, музыкальных менеджеров и промоутеров по вопросам того, как организовывать концерты в других городах — Тбилиси, Ереване и Каше. «Такие варианты совершенно точно есть. Нам кажется интересным не просто делать концерты своих артистов, но и интегрировать артистов местных сцен», — рассказывают The Village создатели проекта. «Российская индустрия очень адаптивна — это показал коронавирус: многие останутся, многие уедут, но совершенно точно не будет дня, когда все выйдут из чатиков индустрии и официально закроют всё», — подытоживают они.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.