30 главных русскоязычных альбомов 2010-х От Нюши и Муджуса до «Хадн дадн» и «Пасош»
С 1 января мы пишем историю нового десятилетия — 20-х годов XXI века. Самое время зафиксировать, какими запомнятся 2010-е.
В нескольких предложениях описать тот путь, который русскоязычная музыка проделала в десятых, довольно сложно, хотя он и представляется довольно прямой траекторией от хаоса и беспорядка к появлению настоящей индустрии.
У русских групп и исполнителей появились менеджеры, тур-менеджеры, SMM-щики, собственные лейблы или договоры с теми, кто помогает залить музыку на стриминг-сервисы, в то время как в начале десятых все полагались в первую очередь на «ВКонтакте». Паблики сменили телеграм-каналы, но о новых исполнителях стало куда проще узнавать из раздела «Новинки» или «Похожие» на стримингах. Музыка стала индустрией — с большими фестивалями, в которых ничего бы не происходило без энтузиазма, рекламы и больших лейблов. Впрочем, лейблы начали присматриваться к независимым исполнителям далеко не сейчас — попадание MC Сенечки на Sony и Биг Бейби Тейп на Warner мало чем отличается от «СБПЧ» и Муджуса, чьи альбомы выходили при поддержке студии «Союз» или ее подлейблов.
Это поп-список, в котором все равно нашлось место паре альбомов, о которых к 2020-му будет не лишним напомнить (но и на них музыка вполне себе доступная для прослушивания). Огромное количество упомянутых альбомов выпущено в середине отчетного периода — и не понять до конца, работает ли так память составителя, или в это время у нас и правда появилось сразу много интересной музыки. Всех не упомянуть, но у каждого альбома тут есть духовный двойник, чаще всего не такой заметный, как тот, которому посвящен целый абзац, но ни в чем ему не уступающий.
Стоит отметить, что не всегда русская музыка хорошо чувствует себя в формате альбома, поэтому здесь не нашлось места тем, кто двигал музыку вперед за эти десять лет, но именно в виде альбома себя либо не проявил, либо проявил недостаточно: это, например, Федук, Феликс Бондарев и Оксимирон. Кто-то, стоит надеяться, прыгнет выше головы в двадцатых — например, «Позоры» и «Интурист». Кто-то просто остался приметой времени (тут, пожалуй, стоит обойтись без имен). Это список не идеальный, но показывающий, что русская музыка появилась не вчера и что она всегда была разной и бросающей вызов тому, что было до нее.
Она прошла путь от постов в паблике Motherland до плейлистов на «Яндекс.Музыке», от «Стороны» до «По фактам». От концертов серии «Среда Горбачева» до фестиваля «Боль». От авантюрных поездок по стране на «Газели смерти» до просчитанных до мелочей туров на 90 городов в удобном автобусе. Станет ли она серьезнее и скучнее в новое десятилетие — хороший вопрос. Эти 30 альбомов дают понять, что все это только начало.
Текст
Артём Макарский
2010
«Мох» — «Миллиард желтых птиц»
выпущен: самостоятельно
Слушать: SoundСloud
Как и американские музыканты, игравшие чиллвейв, минчанин Антон Кривуля до выхода первого альбома «Мха» занимался музыкой достаточно долгое время — и не соглашался на то, чтобы его песни описывали этим термином. «Мох» работал с музыкой как с возможностью вызвать воспоминания о чем-то знакомом, но не существовавшем на самом деле — и перерабатывал поп-музыку 1980-х под тексты, напоминавшие о Паустовском. «Мох» мог бы быть доступен куда большему количеству людей, чем другие представители русского подполья, но только зарождавшаяся музыкальная индустрия слушателей Кривуле не принесла — однако и десять лет спустя его талант мелодиста заметен даже под кассетным шумом.
Слушать также: «Творожное озеро» — «Все люди — братья»
«Утро» — «Утро»
Выпущен: самостоятельно
Слушать: Bandcamp, «Яндекс.Музыка», Apple Music, «ВКонтакте»
Ростовчане Motorama известны любителям инди как создатели легковесной музыки. В ней находилось место переживаниям, но услышать их можно было только в англоязычных текстах лидера Влада Паршина — в его первом сайд-проекте «Утро» ситуация поменялась кардинально. Во вдохновленных готик-роком и новой советской волной 1980-х песнях Паршин и Motorama в полном составе смогли выплеснуть всю свою боль, а также вдохновили бесчисленное количество местных музыкантов запеть на русском языке о том, что их окружало. В русских текстах Паршина нашлось место литературности, но сырой звук «Утра» работал словно противовес к этой изысканности.
Слушать также: Fanny Kaplan — «Пластилин»
Нюша — «Выбирать чудо»
Выпущен: «Первое музыкальное издательство»
Слушать: «Яндекс.Музыка», Apple Music, «ВКонтакте»
Нюша Шурочкина довольно рано начала заниматься музыкой благодаря отцу Владимиру, одному из участников «Ласкового мая». На спродюсированном ее родителями альбоме «Выбирать чудо» звук в выгодную сторону отличался от большинства русских поп-песен: когда остальные смотрели в сторону простоватого румынского попа, Шурочкины явно вдохновлялись британцами Xenomania и шведскими продюсерами. Тексты Нюши, во многом наивные, но из-за этого правдивые и легко проецируемые на других, предлагали слушателям заботиться в первую очередь о себе и избавляться от токсичных людей; крайне прогрессивная для русской поп-музыки мысль — что в 2010 году, что сейчас.
Слушать также: «Винтаж» — «Анечка»
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.