«Герда»: Как снять телесную драму о стриптизерше/студентке-соцфака и удивить Гаспара Ноэ Отвечают режиссер Наталья Кудряшова и актриса Анастасия Красовская
«Получить приз для меня было огромным сюрпризом. Это была моя первая роль, я не знала о кино ничего от слова „совсем“ — и вдруг получаю „Леопарда“», — говорит Анастасия Красовская о награде за лучшую женскую роль в Локарно. В фильме «Герда» она играет студентку Леру из провинции. Днем Лера учится на социолога — ходит с социологическими опросами по квартирам несчастных жителей многоэтажек, вечером заботится о больной матери, а ночами танцует в стрип-клубе под сказочным именем Герда. Среди грубых и простоватых танцовщиц она выделяется грацией, тактом и проницательностью. Ей очевидно не место ни среди хабалок в гардеробной, ни на факультете людей с каменными лицами, ни дома, где полно семейных проблем.
«Наша задача в „Герде“ — оставить в городе для главной героини воздух и надежду, чтобы картинка не была социальной, а получилось в первую очередь красивое кино. Мне было важно подняться над этим провинциальным нарративом», — рассказывает режиссер фильма Наталья Кудряшова, которая начинала в кино как актриса. Три года назад она вернулась с Венецианского фестиваля с собственным призом за актерскую работу в фильме «Человек, который удивил всех» — и, собственно, этим удивила всех. Уже несколько лет на международных фестивалях российские имена встречаются не только в конкурсе, но и среди призеров, и два из этих фильмов сделаны при участии Натальи. Новость о том, что «Герду» за смелость и чувственность похвалил в инстаграме Гаспар Ноэ, взволновала российское киносообщество не меньше, чем призы в Локарно, о чем с иронией рассказывает Наталья.
«Герда» основана на личном опыте, давних наблюдениях Натальи за жизнью в родном Нижнем Новгороде и знакомстве с ночной и секс-работой в провинции. На сомнения в том, что главная героиня и ее история — большое преувеличение, Анастасия и Наталья хором пересказывают, что увидели в обычных ярославских квартирах и тульском стрип-клубе. Столичные реновации — только иллюзии, в основном в России почти ничего не поменялось, а большинство людей выживают, а не живут: «Хочется донести, что стоит отъехать на 100 километров от Москвы — и увидишь совершенно другую жизнь».
Кинокритик Алиса Таёжная поговорила с режиссером и актрисой «Герды» накануне выхода фильма в прокат 14 октября — о доверии на площадке, предрассудках перед телесностью и новом поколении российского кино без советских комплексов.
Хрупкая девичесть, кастинг через инстаграм и стрип-клубы в России
— Как вы придумывали героиню Герду? Как появилась эта девушка в вашей голове?
Наташа: «Герда» — это микс моего опыта, опыта других людей, моей провинциальной жизни, моих знакомых. Идея героини, которая танцует в стрип-клубе, а днем учится на социолога и ходит по квартирам с соцопросами, возникла лет пять назад, в 2016-м. И сценарий тогда был немножко другой — более социальный, простой.
Я очень хорошо понимала, кто мне нужен, то есть я буквально искала Настю. Придумывая образ Герды, мы старались вспомнить в отечественном кино кого-то, кто был с такой же хрупкой сексуальностью, девичестью — и вспомнили только Татьяну Друбич. Закрытого, магического, того, что мы знаем на многих примерах европейских актрис, в отечественном кино нет. А в Насте есть эта интровертная манкость, в которую просто падаешь. Это уникальная органика, которая отличает ее от сотен актрис в нашей стране.
У нас был очень долгий кастинг, просто всероссийский поиск: инстаграм просто кипел. Но, как только я увидела Настину фотографию, я все поняла. Мне было очень страшно, что Настя будет занята или что она будет не игровая, как большинство моделей. В общем, масса страхов, что что-то пойдет не так. Но у Насти были очень хорошие самопробы.
— Наташа, почему ты выбрала главной героине такую теневую работу? Почему стриптизерша?
Наташа: Я знаю эту среду: так вышло, что в моей жизни возникали такие девушки, я была с ними довольно хорошо знакома. И я не помню, чтобы у нас где-то в российском кино это было достоверно показано. Я не вижу в «Герде» лажи, потому что изучала этот мир, я его знаю и знаю этих девчонок. Нас обвиняют, что мы неоригинальные и сняли, простите, про ****** [проституток], как они говорят. Но слепым бесполезно объяснять, о чем наше кино, если у них нет этого органа — зрения.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.