Режиссер фильма «Величайший кутюрье» — о последних днях Ива Сен-Лорана Фильм, выходу которого несколько лет мешал деловой партнер дизайнера Пьер Берже, наконец-то в прокате
В 1998 году французский документалист Оливье Мейру («За ненавистью») начал снимать фильм о последней коллекции дизайнера Ива Сен-Лорана. Было понятно, что находящийся на пороге своего 60-летия кутюрье вряд ли сможет снова вернуться к работе. К тому же на следующий год намечалась сделка по продаже основанного Лораном модного дома Gucci. Это был действительно конец эпохи.
Съемки в итоге продолжались три года, но фильм выходит в широкий прокат только сейчас. Много лет релизу картину препятствовал многолетний партнер (во всех смыслах) Лорана Пьер Берже — вряд ли портрет уже сильно немолодого дизайнера с вечно тлеющей в зубах сигаретой казался ему достаточно почтительным. Плюс он настаивал на том, что ему предоставят контроль над финальным монтажом картины. Только перед своей смертью в 2017 году Берже наконец посмотрел фильм в монтаже Мейру и дал «Величайшему кутюрье» (в оригинале — Celebration) зеленый свет.
«Главная трудность с выходом фильма была в том, что мы снимали смерть человека, которая была для Пьера травматичнее всего, — рассказал кинообозревателю The Village Алисе Таёжной режиссер фильма Оливье Мейру. — Я очень переживал, что фильму не давали ход. А теперь я понимаю, что, когда все улеглось, он смотрится иначе: временный запрет только пошел ему на пользу. Как говорят, большое видится на расстоянии».
Таёжная поговорила с Мейру о последних днях дизайнера, сложностях на съемках, динамике отношений Лорана и Берже и о том, что режиссер понял про документальное кино за все это время.
— С какими ожиданиями вы начали снимать Ива Сен-Лорана? В тот момент было понятно, что ваша камера фиксирует историю?
— То, что последняя коллекция Ива Сен-Лорана — часть истории, было очевидно. Когда я переступил порог модного дома Yves Saint Laurent в 1998 году, там было ощущение застывшего XIX века — никакого намека на миллениум. Это еще был мир Коко Шанель и Кристиана Диора, их темпа и авторского отношения к работе: только этих дизайнеров уже не было в живых, а все в доме YSL крутилось вокруг Сен-Лорана — он был незаменим, в центре всей системы. Все понимали, что с его уходом из жизни дом тоже погибнет. Я как будто оказался во Франции в миниатюре: творец, миллиардер и рабочие — все под одной крышей. Наверху были рабочие, ниже этаж целиком для Ива и Пьера Берже, потом этаж для клиентов, а в самом низу — все делопроизводство.
— Вы же не были экспертом в мире моды, когда принимались за съемки. Вас это не пугало?
— Гламур в его нынешнем понимании не интересовал меня совсем. Я почти сразу отбросил все, что касалось стереотипов о высокой моде, чтобы показать, что за индустрией стоял живой человек. Я снял бы такой фильм и о писателе, и о живописце — о борьбе за то, чтобы эфемерное становилось реальным, получало структуру. И даже болезнь принимала форму искусства — Ив Сен-Лоран это умел. Его утопические идеи приходили в мир. Он искал света, находясь в темноте. Любви, оставаясь очень закрытым. Контакта, хотя все время был в одиночестве.
Он действительно выбрал быть счастливым после того, как пребывал в депрессии почти 70 лет, — и это было видно даже камере. Ив перестал отрицать свою смерть и именно поэтому искал значимое в каждой мелочи последних дней. Для мира высокой моды это редкость — в таком поведении столько смелости и достоинства. У него не было времени притворяться — он и не притворялся. Ив Сен-Лоран, будучи выдающимся человеком, принял круговорот жизни, как рано или поздно должен принять каждый из нас, — и мой фильм получился об этом.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.