Основатель «Дикой мяты» — о том, как сделать фестиваль История Андрея Клюкина, который создал крупнейший в России независимый опен-эйр
9–11 июня в Тульской области пройдет «Дикая мята» — крупнейший независимый музыкальный фестиваль в России. Хедлайнером стала Земфира, которая прервет этим выступлением свое двухлетнее молчание. Кроме нее, будут Mujuice, Oligarkh и «25/17», а также привычные для формата «Кирпичи», Animal Джаz» и Mgzavrebi.
«Дикая мята» существует уже 11 лет и за это время выросла из местечкового аналога «Нашествия» в масштабный проект с едва ли не лучшей фестивальной инфраструктурой в стране: с горячей водой, электричеством, отличными подъездными путями и детской зоной развлечений, включая собственную концертную площадку и ясли. The Village поговорил с основателем и генеральным продюсером «Дикой мяты» Андреем Клюкиным о независимости и компромиссах с властью.
Текст
Фотографии
О независимости
— Вы всегда подчеркиваете, что «Дикая мята» — это независимый фестиваль. Что это вообще значит?
— Что это значит? Все началось с того, что было три человека, которые решили сделать свой фестиваль. У нас был один стол, один компьютер, три стула. Первую «Дикую мяту» мы провели в том формате, в котором могли — на четыре часа в Тропаревском парке. Каждый год, зарабатывая какие-то деньги, мы вкладывали их в организацию и ставили новые задачи. Например, что в следующем году у нас выступит Нино Катамадзе. Вот, выступила она, а теперь давайте сделаем несколько сцен, а еще через год начнем работать с иностранными артистами. Каждый год мы ставили себе планы и их реализовывали. Но при этом мы никогда и ни от кого не зависели. За нами не было радиостанции или телеканала, чьи владельцы могли бы нам говорить, какая музыка у нас должна звучать, а какая нет. За нами не было инвесторов, которые могли бы диктовать нам финансовую схему развития фестиваля. Никто из партнеров не может нам навязывать свои музыкальные вкусы. Поэтому мы независимы — есть только мы и зрители, мы решаем, каким будет следующий фестиваль, а зрители решают, идти на него или нет.
— Основная идея была работать с независимыми коллективами?
— Да, мы всегда так и назывались — «фестиваль дикорастущей музыки». Идея была в том, чтобы работать с музыкантами, за которыми, так же как за нами, никто не стоит, нам неинтересно работать с коллективами, созданными в недрах продюсерских центров для монетизации музыки. Разумеется, это вкусовщина чистой воды, но как по-другому? Как звать на свой фестиваль музыкантов, чья музыка тебе самому не нравится? Делать фестиваль за свои деньги и продвигать музыку, которая не находит в тебе отклика? Врать себе и врать зрителям, сообщая, что это классно? Нет, мы так не умеем. Когда нет над тобой никого, кроме самого тебя, это очень приятная и ответственная форма работы. Все верные и неверные решения принимаем мы сами.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.