Заводы стоят: Как в Петербурге проводят рейвы в промышленных зданиях Рассказываем о командах m_division и Roots United, которые организуют музыкальные фестивали на бывших заводах и в газгольдерах
Фотографии
дима цыренщиков
Сразу две команды — m_division и Roots United — организуют музыкальные фестивали в промышленных пространствах Петербурга. Ближайший рейв пройдет на этих выходных, 15-16 апреля, в здании старого газгольдера на набережной Обводного канала. А в начале мая на территории механического завода «Людвиг Нобель» на Выборгской стороне состоится «Индустриально-музыкальное путешествие Нобель 2.2 : Эпилог». The Village поговорил с организаторами новых рейвов.
m_division
Фестивали: «Треугольник», Arsenal, «Нобель», «Нобель 2.0» и «Нобель 2.1»
Выборгская сторона — в прошлом конгломерат пролетариата, рассредоточенного по разным заводам, которые тут начали строить ещё в XVIII веке; а ныне лишь часть «серого пояса» Петербурга.
Я иду на рейв: он проходит в одном из цехов механического завода «Людвиг Нобель» (после революции — «Русский дизель»). Завод закрыт с конца 1990-х. Красный кирпич изрядно покрыт пылью, зияют окна цехов, неровно заколоченные фанерой. На входе после полуночи небольшая очередь. Охрана дотошно досматривает каждого. У меня изымают аптечку с нурофеном, экседрином и кларотадином — «нельзя».
Внутри — всё для жизни и техно: гардероб, стробоскопы, бары. На танцполе, покрытом старой щербатой плиткой, несмело переминаются с ноги на ногу первые гости — уже скоро зал будет заполнен. Это «Индустриально-музыкальное путешествие: Нобель 2.1», и его организовал проект из Сибири m_division.
«Пока мы, местные, страдаем *** [безразличием], снобизмом, боимся лишний раз рисковать или просто оторвать жопу от дивана, ноем о кризисе и о том, что всем плевать на хорошую музыку, чуваки из Сибири просто методично ДЕЛАЮТ. Делают масштабные мероприятия, на которые интересно ходить и совершенно не жалко платить. Они попали в достаточно недружелюбную среду и, несмотря ни на что, продолжают, развиваются и остаются открытыми для творческого общения», — написал недавно про m_division музыкант Владимир Иванов (дуэт «PCP»).
Основатель и идеолог проекта Иван Логос рассказывает, что m_division появились в 2009 году в Омске — «самом бедном городе-миллионнике России». Вместе с партнёром Славой и первыми резидентами Иван делал небольшие события на 150–200 друзей и знакомых, а летом организовал оупен-эйр Siberian Rave недалеко от города. Лил дождь, было плюс 8, на оупен-эйр приехали всего 700 гостей — организаторы ушли в серьёзный минус.
После этого концепт m_division пересмотрели: нашли помещение на окраине Омска под названием «Центр спортивных развлечений» — «индустриальный ангар, перестроенный в центр семейного отдыха». Там появился проект «ТЕХНОDROM» (позже он менял локации) — на грани окупаемости он просуществовал до 2013 года, исправно снабжая Омск европейскими хедлайнерами: Бен Клок, Марсель Фенглер, Питер Ван Хузен и так далее. Параллельно m_division продолжали каждое лето делать Siberian Rave.
В 2013 году Иван «с женой и маленькой собачкой» переехал в Петербург — партнёр Слава к тому моменту уже несколько лет жил в Москве, один из резидентов m_division Саша Unbalance тоже рванул в столицу. Стало ясно, что пора двигаться дальше.
Иван Логос
основатель и идеолог m_division
Переехав в Санкт-Петербург, имея серьёзный опыт в организации различных событий и большой энтузиазм, я, конечно, планировал продолжить историю m_division. Мы начали работать над созданием нового проекта — серии событий m_sessions. Я уже был знаком с местной сценой и знал многих диджеев и промоутеров. Многие из них повторяли: «Тут ещё то болото, всё очень сложно и вряд ли у вас что-то получится». Но последние пять лет мы слышали такое и в Омске: было бы странно сдаться, не попробовав.
В феврале 2014 года мы сделали первое событие в театральном пространстве «Скороход». В качестве хедлайнеров пригласили двух отцов техно-сцены, благодаря которым в конце 80-х началась история этой музыки в Детройте: Octave One и Blake Baxter. Всё прошло хорошо, но не без форс-мажоров: во время выступления Octave One сгорел 24-канальный пульт, из-за чего пришлось отложить выступление на два часа, поменять местами музыкантов в лайнапе и в три часа ночи искать другой пульт — каким-то чудом нашли и около пяти утра братья Бёрден начали играть сумасшедший лайв.
Первые два m_sessions проходили без спонсорской поддержки каких-либо брендов (никто не хотел поддерживать новых людей), поэтому события стали убыточными.
Чуть позже появилась более камерная серия событий m_friends: они могут проходить в небольшом пространстве, с локальным лайнапом, там всегда собираются близкие по духу люди, которые любят интересную музыку, как и мы. Я всегда считал, что музыка — это особый невербальный язык общения, и я рад, что мы говорим со своей публикой на одном языке.
M_division — это в первую очередь живой организм, который постоянно развивается, это люди, которые одержимы музыкой, новыми видами искусства, эмоциями, которые всегда открыты новому и готовы экспериментировать.
В состав команды входят несколько музыкальных резидентов и визуальных художников. Это русский техно-музыкант Unbalance, который живёт в Москве, визуальный художник и музыкант Станислав Глазов (PRCDRL) и его студия-проект с Марго — Licht Pfad, которые живут в Берлине (к сожалению, их проекты можно чаще увидеть в Европе, чем в России). Kobba — диджей с отсутствием границ и рамок в музыкальном вкусе, что очень близко идеологии m_division.
Прекрасная Инга Мауэр, которая последнее время очень редко бывает в Петербурге, но не перестаёт нас радовать приятными новостями из Европы. Визуальные художники Юрий Горбачевский и Саша Вещев, чьи работы на наших проектах можно наблюдать с начала 2015 года.
Есть также не менее важные персоны, отвечающие за организационные вопросы. Человек, который отвечает за фейсконтроль и безопасность — Илья, на входе и проверке билетов можно заметить Ивана, который сегодня помогает на монтаже, а завтра — за рулём неизвестно откуда взявшейся газели доставляет необходимые материалы для декораций.
И, конечно, мой партнёр Слава — тот человек, с которым мы создали и продолжаем строить m_division. Периодически к нам присоединяются и новые люди, которые желают помогать в создании наших проектов, мы всегда открыты. Например, летом готовим очень крупный и амбициозный проект — двухдневный фестиваль, на который нам потребуется очень много волонтёров.
Мы неслучайно называем наши события «индустриально-музыкальными путешествиями»: их нельзя назвать вечеринкой или фестивалем. Место проведения должно соответствовать нашим внутренним критериям: мне достаточно посмотреть на фотографию, чтобы понять, сможем ли мы создать из этого пространства некий арт-объект, будет ли здесь комфортно и интересно нашей публике, будет ли «правильно» звучать музыка, безопасно ли это место для проведения нашего события и так далее. Поиск объектов идёт постоянно. Например, тот же «Нобель» мы нашли благодаря одному из членов нашей команды — через скрытые базы, доступные только риелторам.
Нас вдохновляют интересные промышленные площадки Петербурга: здесь впервые в России использовали принципиально новые архитектурные формы — выражение чистой функции и технологии, что очень близко музыке, звучащей на наших событиях. Владельцами таких зданий обычно бывают частные структуры.
Переговоры — сложный процесс, очень часто мы слышим отрицательные ответы: приходится долго и подробно объяснять собственникам, что мы хотим сделать (обычно им нужны постоянные арендаторы с регулярной арендной платой, а не арт-объекты, которые с коммерческой точки зрения не так интересны). К сожалению, от города мы не получаем никакой помощи, хотя всегда открыты к диалогу и сотрудничеству.
«Красный треугольник» — один из старинных и самых загадочных заводов Петербурга. Он удивил меня своими масштабами и необычной архитектурой, и летом 2015 года мы приняли решение создать там индустриально-музыкальное путешествие под простым и понятным названием «Треугольник». Но для летнего проекта я хотел видеть открытую площадку, воздух, а не душный и пыльный цех. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил на территории завода старинную железнодорожную платформу.
Я позвонил Славе и дрожащим голосом, на эмоциях, начал описывать, какая она шикарная, где мы будем ставить звук, а где будут сидеть люди — параллельно скидывал фотографии. Отыскать собственника оказалось непростой задачей — впрочем, мы справились и приступили к подготовке: вывезли около восьми тонн мусора, который там, вероятно, скопился с середины прошлого века.
Волонтёры и друзья m_division помогали строить инсталляции — в основном из материалов, найденных на территории завода. За день до события к нам приехал человек, представившийся собственником другой части завода, и начал утверждать, что платформа принадлежит ему, а документы нашего арендодателя — поддельные (что оказалось неправдой), обещал вызвать ОМОН и всех разогнать. Это добавило напряжения. Но всё прошло идеально, и о «Треугольнике» до сих пор говорят как о самом необычном проекте прошлого года.
Что же касается механического завода «Людвиг Нобель», то, когда мы его обнаружили, я был поражён необычной архитектурой, огромными арочными окнами, двухскатной стеклянной крышей (для естественного освещения), стальными колоннами. Мы видели множество заводов и цехов, но это было настоящее произведение инженерного творчества. Дело было за малым: убедить собственника сдать нам помещение в аренду на одну ночь. Переговоры длились три дня, мы присылали всевозможные договоры, показывали предыдущие проекты, доказывая серьёзность намерений. Собственник и его представитель оказались очень адекватными людьми и позволили провести первый «Нобель» в ноябре 2015 года.
В целом в пространстве завода больше минусов, чем плюсов: бетонные стены, металлические крыши дают далеко не лучшие акустические характеристики помещения. Но, к нашему удивлению, на «Нобеле» звук практически не искажается и звучит очень хорошо.
На «Нобеле 2.1» мы построили необычную сцену, состоящую из трёх турбокомпрессоров — такие устанавливают на атомные электростанции или морские суда (они находились на территории завода). Причём мы их не трогали: оградили решёткой и создали объектный 3D-mapping.
Иногда очень обидно, что столько усилий — только ради одной ночи, поэтому мы решили создать серию событий на этом заводе: 7 мая представим последнее «Индустриально-музыкальное путешествие Нобель 2.2 : Эпилог».
«Стробоскоп травит душу»
Русский рейв — родом из Ленинграда. В 1989 году компания молодых художников, в том числе ныне покойный Георгий (Густав) Гурьянов из группы «Кино», захватила квартиру на набережной Фонтанки, превратив её в клуб «Танцпол 145» — там и проходили проторейвы. Первый же коммерческий рейв — знаменитая «Гагарин-пати» — прошёл в 1991 году в Москве, но за его организацией стояли петербуржцы (подробнее об этом — например, в архиве программы «Культурный слой» с Львом Лурье на «Пятом канале»).
В 1990-е и 2000-е петербургско-областные рейвы где только ни устраивали: в НИИ «Электростандарт» и во дворце Белосельских-Белозерских, в крепости «Орешек» и Выборгском замке, во дворе Артиллерийского музея и в Чумном форте (репортаж Сергея Полотовского 15-летней давности до сих пор можно найти в архивах «Коммерсанта»).
Случались рейвы и на территории промышленных зданий: например, Therapy Sessions Russia проводили на заводе имени Карла Маркса, он же «Новый Лесснер» (как и «Нобель», расположен на Выборгской стороне; в прошлом году начался снос корпусов, по поводу чего бьют тревогу градозащитники) и на заброшенном химическом заводе на Индустриальном проспекте.
На территории заводов случались и «Жёсткие пикники в промзоне». «Проводились они „Центром Тижелаго Изскусства“ в лице злободневных художников-коллажистов Артемия Соломатина и Игоря Межерицкого и несли в себе дух максимальной свободы и отрыва, — вспоминает Константин Нестеров, более известный как DJ Gvozd, один из основателей «Пиратской станции». — Возможными они стали благодаря настоящей любви к искусству и желанию самовыражения. Поддержка таких местных звёзд, как Лена Попова, DJ Слон, DJ Демидов и других привлекла дополнительное внимание. Силовые структуры реагировали на „Пикники“ в основном просьбами сделать звук потише — само собой, вопрос решался на месте. Электричество брали путём нелегального подключения к ближайшей трансформаторной будке».
Заводы стоят
Промзоны Петербурга называют «серым поясом». В прошлом году аналитики компании «БестЪ» сообщали, что общая площадь промышленных территорий внутри города составляет 13,5 %.
В 2005-м появились первые новости: «Вывод промышленных территорий из центра города начался». При Валентине Матвиенко под Петербургом стали развиваться промзоны новой волны (автомобильный, фармакологический кластеры); кроме того, предприятия начали переезжать из города в Ленобласть.
Спустя десять лет проблема старого «серого пояса» не решена: исторические здания заводов, охраняемые законом, нельзя сносить, а инвесторам большинство из них не интересны — огромные цеха умирают на набережной Обводного канала и Выборгской стороне. В городе регулярно обсуждают, что делать с заводами (например, в понедельник стартовал воркшоп для молодых архитекторов, посвящённый «поискам стратегий для регенерации промышленного пояса Петербурга») — но по сути мало что меняется.
Инициативным молодым музыкантам, храбро вторгающимся на заводы, в городе, кажется, только рады.
Маргарита Штиглиц
эксперт по промышленной
архитектуре
Любые творческие акции, проводящиеся в пустующих промышленных зданиях, (если они не вредят состоянию конструкций), безусловно, полезны для освоения этих пространств и привлечения к ним внимания инвесторов и властей.
Я с большим интересом увидела, какое замечательное действие произошло в стенах цеха механического завода «Людвиг Нобель». Хотелось бы, чтобы какую-то подобную акцию провели и в самом особняке владельца завода, расположенном на Пироговской набережной, 19. Этот памятник федерального значения, связанный со всемирно известной личностью, много лет находится в катастрофическом состоянии.
Всех пустующих исторических промышленных зданий и связанных с ними служебных и жилых зданий не перечесть — их огромное число. Причём все они имеют собственников, которые не предпринимают никаких мер ни к реставрации, ни хотя бы к консервации. Это огромные комплексы «Треугольника», Обуховского завода, Сестрорецкого завода... В предаварийном состоянии находятся шедевры архитектуры авангарда: «Красное знамя», «Красный гвоздильщик», ТЭЦ «Красный октябрь», мясокомбинат им. С. М. Кирова и многие другие.
Есть надежда, что культурное предстартовое неформальное освоение пространств может способствовать их возрождению. Характерный пример — «Винзавод» в Москве. Удачный пример такого рода в Петербурге — культурный центр «Ткачи» на Обводном канале. Газгольдеры также как нельзя лучше могут быть приспособлены для выставок, концертов, музея.
Roots United
Фестивали: Present Perfect, Elements Weekend
Как раз на территории одного из газгольдеров творческое объединение Roots United в эти выходные организует событие под названием Elements Weekend.
Творческое объединение появилось в Петербурге около семи лет назад: как говорит участник Roots United Дмитрий Агалаков, «объединились на почве большой любви к музыке: на тот момент нам нравилось так называемое американское звучание хауса». Вначале в команде было пять человек — сейчас около 15 в трёх департаментах: творческом, организационном и техническом. Сегодня команда Roots United организует музыкальные события, а также выпускает пластинки на собственном лейбле.
Впервые в индустриальные интерьеры команда пришла прошлым летом, когда организовывала фестиваль Present Perfect — с Натаном Фейком, Джими Тенором, с инсталляциями и паблик-артом — в Музее уличного искусства, расположенном на территории действующего «Завода слоистых пластиков». Сейчас Roots United готовят новое событие Elements Weekend — в газгольдере завода «Композит» на набережной Обводного канала, 74 (состоится в эти выходные, 15–16 апреля). А минувшей осенью петербуржцы гастролировали в других городах: провели фестиваль «Результат/Арт» на заводе «Алкона» в Екатеринбурге и в типографии «Нижполиграф» в Нижнем Новогороде.
Дмитрий Агалаков
сооснователь Roots United
В 1990-е и в начале в 2000-х в Петербурге была популярна клубная культура, рейв был в моде, люди тянулись к этой музыке. А последние пять-шесть лет — застой: на место клубов пришли бары, контент которых в большей степени про весёлую музыку и в меньшей — про концептуальную культуру. Сейчас сменилось поколение. Появились замечательные фестивали, которые нас вдохновляют, — например, немецкий Atonal, канадский Mutek, польский Unsound.
Промышленные здания дают много возможностей для творчества: это вызов, с которым интересно работать. Например, мы давно ищем площадку с большим количеством маленьких помещений, чтобы из каждой комнаты сделать арт-объект: люди приходили бы не только за танцами, но и на выставку.
Интересно, что представители индустриальных зданий часто стесняются, говорят: «У нас тут грязно, дырки в полу, пробои в стенах...» А нам это и нужно! Это фактура, которую можно использовать и видоизменять.
Площадку для Elements Weekend мы искали месяца четыре: посмотрели много разных помещений. Большинство по объективным причинам не устраивали: или соседствовали с жилыми домами, или требовали серьёзных вложений из-за отсутствия инфраструктуры. Газгольдер же отвечает всем требованиям, а само здание — очень классное по архитектуре. Фактически мы заезжаем в пустой огромный круг площадью около 1 200 квадратных метров и в течение недели с ноля строим мероприятие.
Кстати, раньше в этом газгольдере была байкерская площадка (клуб Bashni. — Прим. ред.), но они оттуда съехали. Есть определённая сложность в том, что газгольдер — круглый: это влияет на акустику. Но мы выстраиваем звуковую систему так, чтобы не было никаких проблем. Будем делать зонирование, вешать звуковые ловушки в места отражения звука.
Собственники и представители старых промышленных зданий — абсолютно разные люди. На одном заводе всем может быть всё равно: есть ставленник, для которого главное, чтобы заплатили за аренду, — и можно делать что угодно. А бывает, что приходится долго договариваться и убеждать — доступно и понятно.
Тут важно понимать, что мы — несмотря на то, что молоды и занимаемся творчеством — профессионально подходим к организационным вопросам. То есть мы не приходим к владельцу завода и не говорим: «Йоу, чувак, будем делать дискотеку». Коммуникацию надо выстраивать правильно, чтобы вторая сторона поняла: мы знаем, что и зачем делаем, готовы соблюдать указания по технике безопасности.
Это миф, что для того чтобы сделать большое интересное мероприятие, нужно кому-то «заносить». Если ты делаешь цельное действо с художественной подоплёкой, красивой музыкальной составляющей и умеешь об этом правильно рассказать, проблем быть не должно.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.