Повзрослевшая Гречка, мультфильм Хржановского-папы и сразу две книжки о животных Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Что слушать
Гречка
«Не за что»
Вероятно, три-четыре года назад Гречка — она же Настя Иванова — покорила слушателей своей непосредственностью: 17-летняя девушка из Кингисеппа пела весьма наивные, но яркие песни — про любовь, молодость, наркотики, цитировала народные группы от «Кино» до «Отпетых мошенников»:
Мама, прости, ведь девочки не пьют,
Девочки не курят, и девочки не лгут,
Но мама прости, я так хочу бухать,
И если вдруг приспичит, то я пойду блевать.
Гречка не одна сочиняла такие песни — вскоре появились и Саша Мусор, и Алена Швец, — но все же была первой и ,пожалуй, главной. Прошло четыре года — и песни про скоростной марафон и подружек-наркоманок остались в прошлом. Символично, что одна из песен на первой пластинке называлась «Однажды мы все постареем» — Гречка, конечно, не постарела, но уж точно повзрослела. Есть ощущение, что Настя слегка увязла в этой взрослости: песни стали более нервными, многословными, а голос будто более монотонным и грустным. Собственно, сама Гречка этого и не скрывает:
Взрослая жизнь и взрослые игры,
Взрослая музыка, взрослые фильмы,
Меня немного накрывает,
Выстрелы по телефону как маяк воспоминаний.
Раннюю Гречку слушали не только ровесники певицы, но и вполне себе взрослые люди — об этом феномене Коля Редькин даже записал отдельный подкаст. Прикольно потанцевать под подростковые песни, когда ты сам окончил школу много лет назад и теперь ходишь в офис на скучную работу, — это отвлекает. Но вот заслушиваться тягучими драматичными песнями про отношения — пожалуй, такое подойдет явно не всем.
Do Nothing
«Glueland»
Давайте честно признаемся, не так уж сложно потерять счет новым постпанк-группам из Британии: Sports Team, HMLTD, Porridge Radio, Black Country New Road — список можно продолжать долго. Не хочется стричь всех под одну гребенку, все-таки звучит каждая группа по-разному: кто-то уходит в сторону кабаре, другие ближе к эмо. Но и что-то общее у них тоже есть.
Ноттингемская группа Do Nothing, пожалуй, ближе всех подобралась к дэнс-панку — напоминает Public Image Ltd, но звучит не так выхолощено. Или же можно вспомнить Алексиса Капраноса и Franz Ferdinand, которые проснулись смурными и с большим похмельем:
How come tomorrow’s
Always shining like a swordfish?
If you ever really lovеd me, why’d you stab me in the back?
(Перевод)
Bad Zu
«Mirage»
Ориенталистские мотивы и раньше появлялись в треках Bad Zu — на том же альбоме «Varvar» 2019 года. На мини-альбоме «Mirage» их, конечно, больше, но это даже не главное — на второй план ушли танцевальные ритмы. Местами «Mirage» звучит как вылитая «домашняя электроника» откуда-то из Британии — музыка, срабатывающая на интеллектуальном уровне. Вероятно, это следствие карантина. Впрочем, говорят, что альбом был готов еще летом. Неслучайно на нем есть трек «We Will Dance Again» — тогда в это было сложно поверить (хотя сам Bad Zu выступал на том же «Сигнале»).
Что смотреть
«Северный ветер»
Гоголевский дух сценариста Юрия Арабова ощущается особенно: даже сцена с несущимся поездом под песню Земфиры «Я злой человек, я твой человек» рифмуется с финалом нездешнего «Мысленного волка». В начале февраля 2021 года нельзя представить более несвоевременного фильма, ну, кроме истории про то, как мы, охваченные паникой, пытаемся успеть все в свой 25-й (или 13-й) час. Фантазия Литвиновой в нынешние свинцовые времена кажется идеальным укрытием, которое трудно оценить в моменте. Антиактуальное кино о скованных одной цепью сновидений выходит в прокат в неделю массовых арестов и пыток, когда реальность тычет дубинкой в каждого. И совсем иначе звучит литвиновская полушутка из «Северного ветра»: «У нас для плохих дел есть плохие люди». Метель поднялась недавно, всему еще гнить и гнить.
фильмы недели
«Северный ветер»: Эскапистская (и актуальная) сказка Ренаты Литвиновой о заколдованном семействе в безвременье
«Нос, или Заговор „не таких“»
B продолжение гоголевщины. Новый полнометражный мультфильм Хржановского-папы, первая его большая работа с 2009 года. Ветеран советской анимации, поставивший свой первый мультфильм, сюрреалистический «Жил-был Козявин», по сценарию аж Шпаликова, Хржановский пытался сделать «Нос» — экранизацию оперы Шостаковича по повести Гоголя — еще с 60-х, но реализовать получилось только сейчас. «Нос»-мультфильм — это не только Гоголь с Шостаковичем, но еще и Мейерхольд, и Булгаков, и сам Хржановский, очень вольно смешивающий в этой странной экранизации эпохи и персонажей: его интересуют отношения художника и власти, а они за прошедшие две сотни лет особенно не поменялись. «Это не фильм о каком-то конкретном времени. Это фильм о том, что происходит всегда», — рассказывал режиссер после премьеры на Роттердамском фестивале.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.