«Призрак в доспехах» и другие аниме, вдохновлявшие Голливуд Что американские кинематографисты взяли из японской анимации
В прокат вышел «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон — американский ремейк классического японского аниме 1995 года в жанре киберпанк, который стал одним из ключевых источников вдохновения для Голливуда рубежа тысячелетий. Например, идея «Матрицы» пришла Вачовски после его просмотра. Оригинальный «Призрак в доспехах» стал в прямом смысле матрицей, на которой сестры (тогда братья) построили собственный мир: начиная от знаменитых «закодированных» титров и визуализации боев и заканчивая проблемой самосознания компьютерных программ, уходящей корнями в декартовское учение о дуализме.
Символизм, раскиданный создателем аниме Мамору Осии по своей картине, также был взят Вачовски на вооружение: так в их трилогии появилась Пифия и библейские отсылки к горе Сион. И, конечно, прежде чем Нео впервые подключился к матрице через свой затылок, главная героиня аниме, майор Кусанаги, проделала это десяток раз в «Призраке в доспехах».
Лежащая в подкорке аниме идея, что в будущем наличие души больше не отличает человека от собранных на заводе машин, впоследствии проросла пышным букетом в целом ряде голливудских блокбастеров — впрочем, мало выходя за рамки первоисточника. Будь то поставленные Спилбергом фантастические драмы «Искусственный разум» и «Особое мнение», провальный боевик с Брюсом Уиллисом «Суррогаты» или недавний рекордсмен кабельного телевидения «Мир Дикого Запада», «Призрак в доспехах» продолжает оказывать влияние на кинематографический ландшафт Америки, оставаясь одним из самых цитируемых аниме в истории.
The Village вспомнил еще семь случаев, когда Голливуд заимствовал идеи у японских мультипликаторов.
Текст:
Андрей Писков
«Акира» (1988)
На одном уровне с «Призраком в доспехах» в качестве источника вдохновения для современных западных блокбастеров стоит «Акира» — революционное аниме Кацухиро Отомо, снятое по манге собственного сочинения. Гнетущий пейзаж будущего после Третьей мировой (государства установили тоталитарный контроль, военные проводят парапсихологические опыты над детьми в поисках совершенного оружия) у Отомо служит мощным фоном для простого сюжета о дружбе двух мальчишек, расколотой внезапно свалившимися на одного из них суперспособностями.
То, что «с большой силой приходит большая ответственность», мы знаем из американских комиксов уже давно. Однако никогда прежде мотив богочеловека не выглядел так свежо и к месту, как в «Акире». Образ разъяренного ребенка, разносящего половину Токио мановением руки, оказался исчерпывающей метафорой опасности ядерных экспериментов для нового поколения зрителей и породил множество последователей как среди японских, так и среди американских кинематографистов. В любви к «Акире» открыто признавались Алекс Пройас в «Темном городе» (режиссер посвятил аниме финал картины), Райан Джонсон в «Петле времени» (сюжетная линия с ребенком-телекинетиком) и Джош Транк в «Хронике». В свою очередь, фигура Канеды в кожаной куртке и очках, рассекающая ночной мегаполис на футуристичном байке, напрямую отразилась в образе Тринити у Вачовски.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.