Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы Ее выставка «Кочевники» проработает в галерее Jart до 30 января
Пока все вокруг делают концептуальные арт-объекты, расщепляют и препарируют смыслы, Женя Дудникова рисует лошадей. Она на них каталась еще в детстве, когда жила с родителями рядом с конюшней, а сейчас иногда ездит на Кавказ — перегонять табуны. В городе Женя скучает по лошадям: «Меня все время к ним тянет. Даже не поездить, а просто побыть рядом. Некоторые любят собак или кошек, а я понимаю лошадей — чувствую, как они общаются, какие у них характеры, как устроена их жизнь».
Женя пишет не только лошадей, а в целом все, что любит. Подсвечник, глобус, Луна, подушка — любые вещи и явления. Все они кочуют из картины в картину, и у каждой есть своя история. Например, в глобус Женя играла в детстве: раскручивала его, а затем тыкала пальцем наугад и смотрела, в какую страну ей предстоит поехать. «Мне нравится играть в символизм, но при этом наделять предметы собственными ассоциациями». На картине под названием «Дом» Женя собрала всех героев вместе: пегие лошади, индейцы и другие загадочные герои степи сидят и пьют чай. «Дом» — потому что связь между людьми, а не внешняя обстановка рождает ощущение дома.
Мне кажется, некоторые критики не оценят Женины работы — скажут, что они слишком наивные, детские, что ли. Мол, нет в них второго дна. Сложно сопоставить в голове Женю и арт-тусовку: все эти аукционы, коллекционеры, арт-критики с их оценкой и анализом. Где они и где Женя, которая скучает в Москве по природе и кавказским табунам. Но, несмотря на открытость и кажущуюся хрупкость, Женя хорошо понимает, как ей лучше: «Меня не пугает путь современного художника. Это своеобразная игра, в которую мы вовлечены, и в этом тоже есть интерес. Я лишь избегаю общения с людьми, когда мне сложно продраться к их настоящим чувствам».
Женя выросла на даче в поселке Кратово, много времени проводила в лесу — мне не хочется докучать ей стереотипными вопросами про связь с природой, но, кажется, это и правда большая и важная часть ее жизни. «Я не могу долго без природы — она меня заряжает. Я сразу вижу много цвета и хочу рисовать. Город же абсолютно бесцветный, особенно в зимне-осенне-весеннюю пору».
Именно в зимнюю пору мы встречаемся с Женей в галерее Jart на ее выставке «Кочевники». До этого я несколько раз переносил нашу встречу из-за суетливых городских дел, а по дороге на само интервью судорожно правлю очередной текст с телефона в метро. Этот город тоже на меня давит, я бы тоже хотел ездить к лошадям и в горы. Возможно, когда-нибудь я вырвусь отсюда. А пока лишь могу послушать и передать вам умиротворяющий рассказ самой Жени.
Родители-скульпторы и детство в Кратове
Все детство я провела в Кратове — прекрасном академическом поселке. Родители в 90-х снимали там дачу, было очень мало людей, которые живут там круглый год. Все, кто там жил, друг друга знали. Эдакая маленькая коммуна.
Мои родители скульпторы, поэтому у нас был всегда полный дом статуй. Многие проекты они делали вдвоем — часто даже совместные скульптуры. Например, папа вырезает из дерева скульптуру, а мама ее расписывает. Такое коллективное творчество. Нас с сестрой все это окружало с детства.. Бывало, родители отливали в гипсе наши ладошки — так через игру мы впитывали искусство.
Училась я в крошечной школе, которую когда-то топили углем. Вокруг было мало сверстников, буквально несколько человек. Из-за малого количества общения я стала замкнутой и углублялась в свою фантазию. Мы постоянно что-то изобретали с сестрой — и литературное, и художественное. У нас были идеи во всех сферах — постоянного внешнего притока информации не было, и мы создавали этот поток сами.
Иногда мы собирались и придумывали произведения на определенную тему, а потом их зачитывали. Но художественного всегда было больше, чем литературного. Вернее, в нем легче было двигаться. Я постоянно рисовала, не воспринимая это как какой-то отдельный род занятий. Рисовать было естественно.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.