«Нефиолетовая выставка» о домашнем насилии: Поручни-косы и портреты избитых женщин Ее организовала Ольга Симонова, просидевшая пять лет в колонии за убийство мужа-насильника
В сентябре в выставочном центре Cube Moscow закрывается «Нефиолетовая выставка», посвященная проблеме домашнего насилия. На выставке представлены инсталляции московского архитектора Юлии Наполовой, фотопортреты Алисы Гокоевой и картины Юлии Цветковой. Искусствовед Джульетта Саркисян (автор канала Juliet has a gun) сходила туда и рассказывает, что увидела.
«Он силком посадил меня за стол в кабинете и говорит: пиши расписку, что ты мне изменяла с другими мужчинами. Я написала, чтобы он от меня отстал. Думала, что утром успокоится и опять извинится. Главное было ночь продержаться, чтобы ребенка не разбудить. Но Леше показалось этого мало, и он стал меня душить, начал бить меня головой об стену, о картину на стене — настолько, что стекло на картине разбилось. Я подумала, что вот сейчас я умру», — рассказывала Ольга Симонова.
После этого Ольга убежала на кухню — и, защищаясь от мужа, случайно убила его ножом. Ее посадили на шесть лет, пять из которых она провела в колонии в Вышнем Волочке. После освобождения в 2017 году Ольга работала бухгалтером на удаленке и вела социальный телеграм-проект «Как дальше», в котором она рассказывает о пережитом опыте и делится советами, как заботиться о своем здоровье и строить отношения без насилия. Сходив на выставку о пандемии в «Гараже», Ольга поняла, что там не хватает стенда о домашнем насилии. После этого она пошла учиться в онлайн-школу на арт-менеджера и сейчас выступила инициатором «Нефиолетовой выставки» в Cube.
Почему нефиолетовой?
Наверное, потому, что всем остальным «фиолетово» — в 2017 году Госдума приняла закон о декриминализации побоев в семье. Домашнее насилие стало административным, а не уголовным преступлением. Вместо борьбы с насилием его, наоборот, поощряют (еще одна причина выбора названия — созвучие слов violet и violent). Так что задача выставки — бороться не только с насилием, но и с равнодушием, которое его окружает.
Как устроена выставка
В первом зале выставки довольно незаметно расположен стенд проекта «Каждая третья»: это пробковая доска объявлений (из тех, что приколочены у подъезда), на которой развешены реальные истории женщин, переживших домашнее насилие. У зрителя есть возможность поменять их на другие объявления — а именно на объявления о помощи. Для этого есть все привычные инструменты — ножницы и клей. Тем самым авторы предлагают «заменить констатацию насилия дискурсом о помощи и заботе и продемонстрировать, что помогать не так сложно, как кажется».
Сделать то же самое можно и не на выставке — нужно просто зайти на сайт проекта и совершить пару элементарных действий (распечатать и приклеить). Два этих формата — констатация насилия и объявления о помощи — существуют на выставке равноценно. Немного жаль, что такой полезный социальный проект, который даже не является художественным (и оттого и выигрывает), расположен неудачно: заходя на выставку, вы с большой вероятностью можете его пропустить — хотя в этом же зале есть большая стена, занятая абстрактными полотнами (абстрактными не только с визуальной точки зрения, но и концептуально).
Одной из участниц выставки стала Юлия Цветкова (03.06.2022 года внесена Минюстом России в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента), художница и фем-активистка. Судебные разбирательства, преследовавшие ее три года за изображение вульв, стали резонансным делом и получили широкую общественную огласку. Обвинение запрашивало для нее три года и два месяца лишения свободы. Недавно суд оправдал Юлю за отсутствием состава преступления и по реабилитирующим основаниям, потому что защите удалось доказать несостоятельность позиции обвинения. Однако прокуратура обжаловала оправдательный приговор, и теперь, спустя три года, дело продолжается. Поводом для возбуждения абсурдного уголовного дела стали не столько художественные работы с изображением вагины, сколько феминистская позиция Цветковой.
Для «Нефиолетовой выставки» были отобраны рисунки-комиксы Юлии из двух серий — про одиночество и отчаяние людей, оказавшихся без поддержки, и про возможность обретения опоры внутри себя.
Работа художника Макса Отто представляет собой косы из женских волос (вероятно, все же искусственных). Из текста к работе следует, что косы были частью перформанса в вагоне петербургского метро — они висели вместо поручней. Во время этой акции у зрителей была возможность тянуть за косы. «Косы из женских волос вместо поручней — это метафора насилия, драки, в которой любой пассажир при желании мог бы стать участником и почувствовать себя в роли нападающего», — объясняет сам художник. По замыслу это, конечно, должно наоборот отталкивать человека от насилия, вызывая в нем чувство отвращения. Но, с другой стороны, повторение насильственных действий и, более того, возможность реализовать их через так называемое партиципаторное искусство отчасти и нормализует насилие. Так что работа вызывает двоякие чувства.
У художника Руслана Меллина есть смежная профессия — он работает челюстно-лицевым хирургом. Его работы представляют собой нарисованные им портреты пациенток с физическими травмами. Рядом с рисунками — истории этих женщин. Вообще, истории женщин, переживших насилие, — наверное, одна из важнейших тем, поскольку для борьбы с ним необходимо распространять информацию о том, каким оно бывает, от лица самих жертв. Эти истории — материал, занимающий первостепенное значение на выставке. Их присутствие и субъектность зачастую превалирует над визуальным составляющим произведений художников. Наверное, именно поэтому его так много на выставке.
Заявленная тема выставки стала еще актуальнее с начала ***** в Украине — насилия, доведенного до предела. А попытка говорить об этом в нынешних условиях выглядит смелым, если не радикальным жестом, тем более в модном выставочном пространстве в двухстах метрах от Кремля.
Изображения: Cube.Moscow