Почему обвинения Олега Кулика в реабилитации нацизма абсурдны Разбираемся в художественном подходе человека-собаки
На прошлой неделе художника Олега Кулика вызвали на допрос в Следственный комитет — он проходит свидетелем по делу о реабилитации нацизма. Все дело в том, что его работа «Большая мать», показанная на ярмарке «Арт Москва» в Гостином дворе, напомнила Захару Прилепину (а затем и некоторым депутатам) монумент «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича. А это, конечно, кощунство.
В целом уголовным делом в отношении художника в современной России никого не удивишь — в конце концов, Pussy Riot сажали уже десять (10!) лет назад. Учитывая сегодняшний градус безумия, дело о реабилитации нацизма против Кулика выглядит зловеще уместным. Ирония в том, что Кулик совершенно не собирался пародировать «Родину-мать» — его работа, созданная четыре года назад, говорит совершенно о другом. А о чем, мы попросили рассказать арт-критика Анну Быкову.
Главные страхи современного белого мужчины по Олегу Кулику — женщина и насилие. «Большая мать» — скульптура, показанная на «Арт Москве», в 2018 году выставлялась галереей «Сцена» и называлась «Сон красавцев». Выглядит она так: вскинувшую меч корпулентную женщину с многоглазым лицом сдерживают витыми канатами мужчины — явно безуспешно, многие из них повисают на железной конструкции, тела других даже ломаются пополам. Это дурной сон. Страх.
Биографическая легенда создания «Большой матери» — развод Кулика со второй женой: не удержал — канаты рвутся, семья распадается. В 1999-м Кулик делал фотопроект «Страхи белого мужчины» с красивыми полуобнаженными женщинами, дынями и арбузами, лошадьми и собаками. Здесь подавленное мужское желание говорило о страхах «перед агрессивностью клыков, зубов, копыт, крови, невинности, сексуальности» (Олеся Туркина), а мужское сознание брало реванш за феминистскую критику культурной гегемонии «мертвых белых мужчин».
Завороженность женским, пусть несколько боязливая, у Кулика читалась всегда. Его восковая «Теннисистка» (Курникова) 2002 года — гиперреалистичная, с настоящими зубами и волосами, вся покрытая таксидермическими швами — была сексуальной и агрессивной одновременно. Тогда Кулик визуализировал новый статус женщины, которая «берет на себя жуткие физические нагрузки, она вечно угнетена, вечно репрессирована». Прекрасное здесь подчеркивалось ужасным, живое — мертвым, спортивное движение — статикой чучела. И в Курниковой у Кулика доминирует уже фрустрация — мужского зрительского перед прекрасным и силовым женским.
Страхи перед физическим насилием и утраченной невозможностью мужского социального доминирования дополняются у Кулика еще одним страхом — страхом влияния. В 70-е американский критик Гарольд Блум пишет книгу о «страхе влияния» как механизме литературной динамики: это о том, как «сильный поэт» влияет на последующие поколения творцов, которые испытывают что-то вроде эдипова комплекса (сам Блум называет его Гамлетовым). Таких «сильных скульпторов» у Олега оказывается несколько — в молодости он впечатлялся авангардистом-кубистом Александром Архипенко, в 80-е учился у соц-артиста Бориса Орлова, в последних вещах, кроме звучания советских мастеров Вучетича, Шадра, Мухиной, мы слышим сопротивление одновременно Родену и Джакометти. Оплывшая форма и плоть, набранная из шариков скульптурного теста, напрямую отсылают к европейскому модернизму.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.