Как устроена выставка современного (и не только) искусства в крохотном Каргополе под Архангельском «Птица в деревянной броне несет цифровые яйца»
В начале июля в Музейно-выставочном центре Каргополя — крохотного города в Архангельской области с населением около 10 тысяч человек — открылась выставка «Дивование. Открытие Севера». И это серьезный повод отправиться туда в путешествие. Проект — грандиозный, в работе над ним приняли участие крупнейшие российские музеи, в том числе Государственный Эрмитаж и Петербургский музей театрального искусства. В экспозиции собрали около 70 исторических предметов женской одежды — от кокошников и расшитых жемчугом перевязок до шелковых сарафанов. А еще — современное искусство: эскизы театральных костюмов начала XX века и, возможно, главное, — работы пяти современных художниц из Архангельска, Петербурга и Москвы, для которых исследование Русского Севера — важная часть их собственной художественной практики.
По просьбе The Village сокураторка проекта Александра Генералова рассказала, как и чем живет Каргополь, как устроена выставка и как совриск приживается на Русском Севере.
Александра Генералова
сокураторка выставки
О Каргополе
Каргополь — город, сотканный из очень сложной исторической ткани. Не позднее X века на эту землю, где жили финно-угорские племена, начали переселяться колонизаторы — новгородцы и выходцы из Ростовской земли. Культура коренных жителей отразилась в топонимике, например, само слово «Каргополь» финского происхождения. Первая часть «карг», скорее всего, связана с финским karhu — «медведь», вторая — с финским puoli — «сторона».
После церковного раскола в XVII веке Каргополье сохраняло староверческие традиции, что отразилось и на архитектуре. Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, но на соблюдение запрета на Севере смотрели сквозь пальцы — очень уж далеко. Поэтому вокруг Каргополя сохранилось много важных памятников деревянного храмового зодчества со знаменитыми «небесами» — «иконостасом» на потолочном перекрытии. Такие церкви вы найдете только на Русском Севере.
До конца 1990-х в окрестных деревнях прятались скрытники — староверы, которые жили без паспортов и всеми силами старались сохранить традиционный уклад без соприкосновения с государством и деньгами, зато с невероятно красивыми книгами. Каргопольцы прятали их от властей, пускали на свои чердаки, многие строили двойные стены в своих домах специально для скрытников. В советское время тут появился еще один трагический слой — Каргопольлаг.
До конца 1990-х в окрестных деревнях прятались скрытники — староверы, которые жили без паспортов
Дух местной жизни определяют река Онега, белые ночи, когда в июне не темнеет ни на час, белоснежные храмы допетровского времени. До Архангельска шесть часов на машине, до Москвы — 14 часов на поезде. Вокруг — заповедники, озера, монастыри, деревни.
Каргополь обошли крупные советские стройки, и даже железную дорогу в начале XX века проложили в 80 километрах. Поэтому тут нет микрорайонной застройки и урбанистической безвкусицы. Сейчас в городе живут всего 10 тысяч человек, по большей части в собственных домах. Сфере туризма есть куда развиваться: Каргополь и окрестности идеально подходят для 3–5-дневных поездок, но инфраструктура не справляется — пока тут не так много гостевых домов и кафе.
О культурной среде в городе
Самое удивительное в Каргополе — то, как тут устроена культурная сцена. Один из главных современных брендов — фестиваль «Хрустальные звоны», который проходит на Крещение. Представьте себе: минус 30, ночь, белый-белый снег на главной площади, церкви и трехчасовой опен-эйр колокольной музыки с 22:00 до часу ночи, собирающий полгорода. В красивейшей старинной деревне Ошевенск более 20 лет работает Театр архитектурной формы. Это дизайнерское поселение из 15 домов, где традиционная северная архитектура сочетается с актуальным пластическим языком. В находящемся неподалеку Кенозерском национальном парке проходит Всероссийский практический кинофестиваль «КеноVision» для молодых режиссеров. Кстати, там же в 2014 году был снят фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Представьте себе: минус 30, ночь, белый-белый снег на главной площади, церкви и трехчасовой опен-эйр колокольной музыки с 22:00 до часу ночи, собирающий полгорода
Есть сложившийся стереотип о музее в маленьком городе — не очень привлекательный, с парой залов, где в витринах одновременно и археология, и традиционный костюм, и ремесла. В Каргополе тоже есть музей, который сотрудники просят не называть «краеведческим». Это архитектурно-исторический художественный музей с несколькими экспозициями как в городе, так и в соседних деревнях. У музея поразительное фондохранилище с тканями, костюмами, головными уборами, золотными платами. Неслучайно дизайнер Фрол Буримский два года назад именно в Каргополе во время пандемии провел показ первой коллекции своего бренда Flor et Lavr Couture — в модели он выбрал в том числе местных молодых людей и девушек.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.