Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Каждый день в Москве проходят десятки событий, которые меняют жизнь города и его обитателей. В совместном проекте с платформой для организации мероприятий Timepad мы решили узнать, кто стоит за ними и что мотивирует предпринимателей на их создание. Мы уже рассказали историю Анны Красинской, управляющего директора InLiberty и ДК «Рассвет». На очереди — Иван Мусинов, основатель сообщества «Культ крыш». Он рассказал о легальности прогулок по крышам, привлечении клиентов через соцсети и кайфующих на экскурсиях бабушках и дедушках.
Мой бизнес начался с моего увлечения фотографией. В 2013 году мне захотелось снимать, причем именно город и архитектуру. Но если ты делаешь снимки на хорошую камеру, в кадр лезет много лишнего: провода, машины, какие-то непонятно одетые люди. Мне хотелось найти точку для съемки, где всего этого нет либо не так сильно бросается в глаза. И такой точкой стали крыши. В интернете можно было найти информацию о руферах. Я вдохновился тем, что делал Виталий Раскалов — в свое время довольно известный персонаж. Он облазил не только всю Москву, но и бывал на разных крышах по всему миру: Нью-Йорк, пирамида Хеопса... Еще меня зацепили работы Бориса Бочкарева. Сейчас он стал довольно известным интерьерным фотографом.
В общем, в Москве была компания руферов, но они не особенно охотно принимали новичков. Поэтому приходилось самому все исследовать. Часто я действовал наобум. Идешь где-то по центру, видишь высокий дом, понимаешь, что с него потенциально интересный вид. Дальше ищешь какие-то входы, выходы... лезешь. Самый очевидный способ попасть на крышу — использовать внешние лестницы, различные коммуникации, вроде газовых и водосточных труб. Молодость, слабоумие и отвага тогда сыграли свою роль. Однажды я лез на крышу по ржавой лестнице, и верхняя секция подо мной начала просто отваливаться. К счастью, я успел уцепиться за край крыши. Честно могу сказать одно: я пытался не ломать замки и вообще не вредить чужому жилищу.
По мелочи я зарабатывал еще давно — водил небольшие группы на крыши для тех, кто хотел насладиться видом или романтикой. Общался с ребятами, которые уже были в этом бизнесе. Они готовы были делиться клиентами. А еще люди видели мои высотные фотографии, и им тоже было интересно посмотреть на Москву с высоты. Так что в какой-то момент мне стабильно стали писать по десять раз в день: «А водишь ли ты экскурсии?» Сначала я отвечал отрицательно. Но потом подумал: «А почему бы и нет?» Писали мне совершенно разные люди, разных возрастов и интересов. К нам ведь и бабушки с дедушками приходят, и им кайфово.
Точкой отсчета «Культа крыш» как бизнеса можно назвать первую нашу легальную, согласованную крышу. Сорок этажей, очень классный небоскреб. Я до сих пор считаю большой удачей, что мы нашли этот дом. Мы тогда даже еще не понимали, какой будет формат того, что мы делаем.
Когда проект только зарождался, многие спрашивали: «Легально ли это? Не приедут ли за нами полицейские?»
ФОТО: Тимур Акчанов
Просто согласовали использование крыши под мероприятия. И почти сразу нам упал заказ на свадьбу. Других свадеб у нас с тех пор не было. А свидания и романтические прогулки регулярно. Причастным чувствуешь себя всегда, но при этом, если это какая-то личная история, я стараюсь держаться в стороне. А вот в групповых экскурсиях чувство сопричастности у меня проявляется больше. Многие форматы у нас довольно камерные, я бы даже сказал — полудомашние. И если я присутствую, то всегда стараюсь пообщаться с людьми, что-то рассказать, настроить их на нужный лад.
Если крыша уже работает как ивент-площадка или на нее стабильно водят экскурсии, с согласованием все просто: как правило, уже есть прайсы на коммерческое использование и стандартный набор документов. Гораздо сложнее, но и интереснее с крышами, на которых вообще никогда ничего не проводилось. И когда находишь людей, которые ответственны за пространство, они встречают тебя с круглыми глазами и не понимают, что ты от них хочешь. Но потом оказывается, что наши мероприятия приносят неплохой и стабильный доход, тут отношение меняется. Самые сложные переговоры связаны всегда с крышами обычных жилых домов — очень много бюрократических преград.
За проект сейчас фактически отвечают два человека — я и мой коллега-администратор. К лету штат расширяется. Люди, которые принимают участие в проекте, работают на фрилансе: гиды, фотографы, лекторы. Если мы делаем концерт, то это музыканты, звукорежиссеры. Со многими мы работаем на регулярной основе. По моим ощущениям, наберется человек 20, которых я бы мог назвать командой проекта.
Когда говорят: «Я айтишник.
Я диджитал директор», а ты в ответ: «А у меня проект по крышам», то у собеседников немного округляются глаза
В Питере объявления о нелегальных экскурсиях висят по всему городу, и никого это не смущает и не вызывает вопросы. У нас все согласовано. Хотя, когда проект только зарождался, многие спрашивали: «Легально ли это? Не приедут ли за нами полицейские?» А еще отдельная категория людей писала в личку: «А это бесплатно?» Конечно, ограничения так или иначе есть. Мы же все-таки работаем с разными крышами. Некоторые эксклюзивно сотрудничают с нами. Некоторые открыты для всех и постоянно используются для разных мероприятий. Например, площадка на крыше «Цветного». Мы там недавно делали концерт.
Я открыт новым предложениям, но при этом придирчив в их отборе, особенно в плане форматов. У нас есть постоянный набор экскурсий, на которые есть стабильный спрос. Но вот сейчас уже холодно и для крыш не сезон. Обычно именно в это время года я экспериментирую с форматами, придумываю что-то новое. Например, мы случайно узнали о пространстве, которое оборудовано в высотке на Котельнической набережной. Там потрясающий вид на Кремль и Китай-город. Уникальное место, в которое попасть можно только через секретные лифты, которые работают по специальному ключу. В начале лета мы сняли это помещение и несколько месяцев там функционировал лекторий. Сейчас почему-то это помещение перестали сдавать, но нам так понравилось в высотке и это так подходило нашему проекту, что мы теперь снимаем квартиру на одном из последних этажей и проводим там разные мероприятия: лекции об искусстве, дизайне, винные дегустации… На них приходят от 14 до 16 человек.
Другой формат, который вырос из эксперимента, — «Рассветомания». Когда я его делал первый раз, вообще не рассчитывал, что он станет популярным и приживется. Чтобы на него попасть, надо либо совсем не ложиться, либо встать где-то в час ночи, приехать к нам в 02:30 и встретить на крыше рассвет. Город пустой, никого нет, а ты куда-то едешь. Все это создает атмосферу приключения. Утром Москва вообще выглядит совершенно непривычно. Нет атмосферы бешеного города, наоборот, все такое спокойное, тихое… Это чувство трудно описать словами, это нужно увидеть и почувствовать.
ФОТО: ДАРЬЯ КАРАКУЛОВА
Хотя всё легально, люди все равно чувствуют, что делают что-то не совсем разрешенное. К нам приходят именно за этим чувством
Если бы я не любил все это, то не занимался бы им. Нашел бы нормальную работу. В представлении большинства людей моя работа не совсем нормальная. Когда говорят: «Я айтишник» или «Я диджитал-директор», а ты в ответ: «А у меня проект про крыши» — у собеседников немного округляются глаза. Но им интересно, и они просят рассказать подробнее. Крыши изначально все-таки немного хулиганская история. И мы стараемся сохранить эту атмосферу. Мне нравится, когда люди, которые приходят к нам, тоже чувствуют, что, несмотря на то что все легально, они все равно делают что-то не совсем разрешенное. Мне кажется, что к нам приходят именно за этим чувством.
У нас есть относительно недорогие экскурсии, 1 400–1 600 рублей. Они представляют московскую классику. Например, экскурсия, посвященная творчеству архитектора Федора Шехтеля. Про него что-то делают, наверное, все столичные экскурсионные бюро, но у нас это история с крышей. Более эксклюзивные предложения стоят 2–3 тысячи рублей. И я понимаю, что на некоторые вещи цены нужно повышать. На дегустации у нас сейчас билеты по 3 300. Это достаточно недорого для существующего формата. В год у нас проходит около 400 мероприятий, это 4–6 тысяч гостей.
Продвижением мероприятий мы занимаемся в соцсетях и инстаграме. Но для привлечения новых клиентов работают не только эти площадки, но и различные информационные партнеры, для которых мы делаем регулярные информационные рассылки. У них довольно активные сотрудники, и почти всегда на мероприятия кто-нибудь приходит. Также мы используем различные виды таргетинга.
Меня Timepad привлекает своим удобством. У меня бывают достаточно большие потоки клиентов, и сервис позволяет работать с большими базами, систематизировать их, быстро находить необходимую информацию, например телефоны клиентов, если нужно их оповестить. Платформа также позволяет работать с UTM-метками. Когда настраиваешь таргет рекламной кампании, UTM-метки позволяют отследить, насколько он эффективен. И в зависимости от этого понять, где лучше сократить бюджет.
Еще мне нравится, что Timepad начал формировать сообщество организаторов мероприятий. Это классная идея. Сам я был пока на одном. Хочу отметить знакомство с Варей Семенихиной, гендиректором Timepad, и встречу с Дашей Затравкиной, которая организует бранчи. Меня привлекает возможность пообщаться с людьми, которые делают интересные проекты и очень этим увлечены.
Как Timepad помогает организовывать события
Timepad помогает предпринимателям из креативной индустрии проводить мероприятия, собирать контакты, принимать платежи, следить за аналитикой, рассылать письма клиентам, встраивать виджеты оплаты в соцсетях и на сайте. Платформой пользуются как крупные организаторы, так и маленькие: через нее можно продавать билеты на тренировки по йоге, образовательные курсы, экскурсии, свопы, стендапы, спиддейтинги, бранчи и любые другие офлайн- и онлайн-мероприятия.
Материал подготовлен
при поддержке