Православие или рейв: Как живут верующие миллениалы Как совмещать исповедь, наркотики и секс, когда тебе 20
Три четверти населения страны — православные христиане, такова официальная статистика. В опросах люди все чаще связывают православие с некой национальной идентичностью. И в это же время половина всех молодых россиян — убежденные атеисты. Религия и обряды воспринимаются подростками как что-то устаревшее, богатых церковников на BMW и золотые часы патриарха называют лицемерием, а попытки отдельных приходов РПЦ быть более современными — это скорее исключение из правил.
The Village поговорил с четырьмя молодыми людьми, которые считают себя православными, — о религиозном воспитании, сексе до брака и о том, как совмещать службы по воскресеньям и тусовки по пятницам.
Павел Архипов
23 года, поэт
Про секс, «стиль Паши» и воздержание
Я не хожу в церковь последний год. Непросто это сказать, но у меня есть девушка, и меня не допустят до причастия, если я не исповедуюсь. А если я буду на исповеди говорить, что состою в отношениях до брака, — значит, я живу во грехе. Вот есть разные стили кунг-фу — представьте, что так и православие может быть суперперсонифицированным. Среди разных стилей православия есть «стиль Паши». В моем «стиле Паши» можно жить вместе с девушкой, но я не могу быть уверен, что меня допустят до таинств.
Дело в том, что я практиковал воздержание несколько лет, но это стало наносить ущерб моей психике. Вести аскетичный образ жизни в мегаполисе невозможно. Не просто же так в мужские монастыри не пускают женщин. Я понимаю, что это звучит как оправдание, но если посмотреть на вещи культурологически, то все-таки христианские практики больше подходят для аграрной обстановки. Я думаю, Бог учел это в современности. Хотя есть и радикальная точка зрения, в которой дьявол — владыка мира сего и он занимается урбанизацией, чтобы люди не могли практиковать воздержание.
Однажды мы приехали с девушкой в маленькую гостиницу в Крыму, и в нашем номере напротив кровати стоял целый иконостас из маленьких иконок. Я попросил дать другую комнату. Хозяйка ответила в духе «ой, да что вы, хотите — мы его завесим, вы же молодые, вам все можно». Но я чувствовал себя неловко. В итоге мы переехали в другую комнату, где не было иконостаса.
Детство, приход к Богу и «частота молитв»
Я принял православие в 17 лет. Тогда у меня был экзистенциальный кризис, но со временем повод перестал быть важен. Ты приходишь в «Макдоналдс», потому что ты хочешь поесть, когда насыщаешься — уходишь из кафе. С православием иначе: ты приходишь в него как в «Макдоналдс», потом видишь тайную дверь в «Бургер Кинг». «Бургер Кинг» на самом деле оказывается «Праймом». А заказываешь себе кофе — и оказываешься на кофейной плантации. Начальный этап веры короткий, если человек активно переживает то, что с ним происходит. Даже если ты скучающий философ, то со временем удивишься, насколько далеко православие уведет тебя от экзистенции.
Мои родители рано разошлись, и я переехал к бабушке — потому что у нее лучше получалось меня содержать. Она вообще не была религиозной, в этом плане на меня никто не влиял. Крестили меня тоже в глубоком детстве — просто в качестве страховки от сглаза. Где-то лет в 12–13 я стал осознанным атеистом на волне увлечения рационализмом эпохи Просвещения, Вольтером и подобным. Я думаю, что затем пришел к вере как раз через активное отрицание. Мы все живем в христианской культуре, это заложено в наш фундамент. Начальный интерес к православию в России — это стечение обстоятельств. Потом, когда я начал читать православную литературу, я увидел большое отличие от католицизма, протестантизма, разные подходы к святости, духовным практикам. Тогда выбор стал осознанным.
В Оптиной пустыни я работал на очистке рыбы. Она была двух разных видов. Рыбу получше просили чистить аккуратнее, потому что она для батюшек. То есть у батюшек более вкусная рыба. Мне кажется, должно быть точно наоборот
Претензии к Церкви, православный SMM и стартапы
Мне кажется, что православный человек должен уже взять мир в свою узду и сделать себе качественный SMM. Создатели «Батюшки онлайн», например, работают с аудиторией «ВКонтакте», используют там весь инструментарий: СМС-уведомления, рубрикатор, мгновенные сообщения, трансляции в Periscope. Это очень хорошо. «Батюшка» не рассчитывает на то, что святой дух сам приведет людей к ним. Просто нужно уметь делать эффективный менеджмент.
Конечно, Церковь должна быть абсолютно прозрачна. Апостолы вообще обсуждали все свои расходы. Насколько я помню, даже были претензии к Иуде, что он потратил кучу денег на какое-то крутое масло. Почему вообще не отдать менеджмент на светский аутсорс? Почему этим занимаются какие-то старые батюшки в епархии, которым, по-хорошему, нужно жить в монастыре и писать богословские книги? А так был бы клевый стартап: «мы поможем организовать жизнь вашего прихода». Это отличная идея, и на этом можно заработать. Зачем монахам вообще все эти бумажки?
Нужно отделять зерна от плевел. Патриарх может быть плохим менеджером, но это не важно для отдельного верующего. Церковь располагается в истории, то есть у нее историческое измерение. Ее представительство во времени — это уже конкретные люди с конкретными административными функциями. В православии нет такого, что если тебя патриарх причастил, то это круто, а если обычный священник, которого рукоположили неделю назад, то не ок. В житии Иосифа Исихаста вообще описывается, как его причастил ангел. Относился ли ангел к РПЦ или он принадлежал к Греческой православной церкви — это какой-то бюрократический вопрос.
Оптина пустынь и бурение себя
В 2016 году я отправился на неделю в монастырь Оптина пустынь в качестве трудника, потому что начитался православной литературы о духовных практиках монахов. Общался там тоже в основном с трудниками, а не с монахами. Это простые люди, из совершенно разных мест. Я там почувствовал себя каким-то пролетарием, коммунистом. Не уверен, что в нашем общении было что-то православное, хотя между верующими всегда есть общность — вас роднит образ мысли, общая картина мира. Верующий, скорее всего, читал одинаковую с тобой литературу, уже прошел или проходит прямо сейчас опыт критического осмысления своей жизни — сложный православный опыт. Это то, чем не разбрасываются, о чем не пишут посты в свою хронику в фейсбуке, не отвечают этим на вопрос «как дела?». А потом одного человека выгнали
из-за того, что он пописал в раковину. Морали здесь не будет.
Вот светские люди путешествуют, едут и смотрят на поля, озера — и постепенно меняются, проветривают голову. В монастырях ты тоже начинаешь меняться, но другим образом: в городе мы находимся под влиянием страстей и навязчивых идей, которые нас раздирают, хотя можно спуститься ниже в себе, где эти эмоции не будут иметь значения, как будто на более глубоком уровне. В монастыре же ты можешь бурить себя до такой степени, что бур еще придется останавливать самому.
Когда я пишу стихи, для меня важно сохранять откровенность, эксклюзивность и капсульность той или иной темы. Недавно я создал цикл из 13 стихотворений, который называется «Поэт и бог или поэт и Бог». Потом я отправил его на публикацию в один богословский журнал, издаваемый во Франции, но редакционный совет счел мои стихи неприемлемыми. Наверное, это потому, что они написаны в стиле примитивизма, потому что для меня христианство сильно связано с примитивизмом, например языка. Но, видимо, для редакционного совета такой ход оказался слишком неприличным.
Мирской хайп, обилие золота и оскорбление чувств
Это какой-то пошлый мирской хайп, мол, все церковники должны обвешиваться золотом, изумрудами, потому что люди увидят, какие они классные, и это приблизит их к Богу. Мало кто об этом задумывается, но принципы постройки православных храмов основаны на моделях небесного храма, описанного в Ветхом Завете. То есть храм — это символическое отражение порядка вещей на небесах. Святость символизируется золотом — чем его больше, тем больше благодати. Был такой светский мем с фотографией епископов на каком-то празднике, и там они были одеты в разноцветные мантии, а снизу подпись «Go Go, Power Rangers!». Это смешно, потому что среда меняется, а православная церковь почему-то под нее не адаптируется.
Раньше все одевались плохо, и патриарх в классной мантии дарил людям ощущение праздника, святости. Сейчас все одеваются красиво, ярко. И если бы в день распятия Христа священнослужитель выходил в каком-то тряпье, это работало бы не менее символично. Канон пора подвинуть. Исследователи называют это иеротопией, то есть пространственной иконой. Облачение священнослужителя — ее часть. Символы церкви — это как бы попытка посмотреть на вещи так, как их видел Христос. Сейчас символизация нарушена, потому что она оказывается замкнута в храме, а потом ты выходишь со службы, втыкаешь в смартфон, а там совсем другая лексика, образы, приложения. Нужно подключить иеротопию обратно к современному миру и его символам.
Я еще ни разу не оскорблялся как верующий. Представь, что ты депутат и к тебе приходит человек, который говорит, что Россия — плохая страна, ты издаешь законы для воровской власти, а значит, ты тоже злодей. Депутат тебя слушает, а сам думает, что он и Россию-то не особо любит, для него Россия — это что-то совсем другое. Тебе, депутату, человека становится скорее жалко, потому что он совсем твой уровень не понимает. Так и с православием: чаще всего человек метит не туда или разобраться ему хочется с конкретным попом, а не с Богом вообще. Бог поругаем не бывает. Об этом нельзя забывать.
Про патриарха, кортеж и прямые эфиры
Я слабо себе представляю современную жизнь патриарха. Но, думаю, кортеж он мог бы и уменьшить. В Оптиной пустыни я работал на очистке рыбы. Она была двух разных видов, ее сортировали. Рыбу получше просили чистить аккуратнее, потому что мне сказали, что она для батюшек. То есть у батюшек более вкусная рыба. Мне кажется, должно быть точно наоборот: чем выше ты поднимаешься по церковной лестнице, тем хуже ты должен жить на планете.
Храм Христа Спасителя — это идеологизированное и светское сооружение. Мне кажется, классная идея — проводить трансляцию богослужений на Первом канале каждый раз из какой-то случайной церкви или монастыря, куда не приехал президент или патриарх.
Выделить главный храм исходя из Евангелия невозможно, его там не существует. В житиях святых упоминается, что монахам было неловко ходить на церковные службы. Такие рассуждения можно найти в житиях Иосифа и Арсения Исихастов либо, например, у Силуана Афонского. Когда ты молишься в своей келье напротив бумажной иконы, ты сам начинаешь службу, ведешь ее несколько часов, сам ее заканчиваешь — вот это хардкор.
Православный лайфстайл, добродетели и частота молитв
Каждый сам выбирает ту обрядовую нагрузку, которую он может нести. Мне больше стыдно за другие поступки в жизни, чем за то, что я не посещаю литургию, не молюсь утром и перед сном. Святые говорили, что если ты не причащаешься больше трех месяцев, то ты не становишься причастным к божественной благодати, и тогда ты по-любому начинаешь отпадать от Господа. Определенный стыд этим, конечно, навязывается. Но я считаю, что развивать христианские добродетели, очищаться от страстей можно без таинств. Добродетели — это то, что ты приобретаешь на христианском пути: миролюбие, добросердие. Сложно приближаться к Богу, когда на тебе находится тяжкий груз страстей. Это не самоцель, это не необходимое условие. Как бегать проще в удобных кроссовках, к святости проще приблизиться, когда ты наполнен добродетелью. Для человека в миру жизнь по уставу — это и есть православный лайфстайл в широком смысле. Хотя изначально устав — это четкий список правил жизни, которые исходят из духовного опыта монаха. Они все авторские, в основу ложится устав какого-то древнего святого, который затем передается столетиями.
На самом деле я редко молюсь. Последний раз, когда я это делал, было очень тяжелое состояние, почва уходила из-под ног. Молитва — это последнее онтологическое средство помощи, оно может спасти от всего. Святые часто говорят, что нельзя молиться прагматично, то есть что-то просить. Бог дает тебе все, что нужно, еще до того, как ты об этом попросишь. В тот день я ощутил себя комочком плоти, которая, как жвачка, выплюнута на асфальт у метро и постепенно вмазывается в него неутомимыми шагами материального. Мне нужно было срочно восстановить картину мира, в которой есть начало и нет конца — православную картину. Молитва помогла мне почувствовать себя лучом.
Ксения Гричанова
19 лет, студентка факультета политологии
Про детство и набожную семью
У меня вся семья набожная. Началось с того, что мой прапрадед Тихон тайно крестил детей в советское время. Не только своих — дедушка выполнял функцию священника, которых в принципе тогда не было. Распространял и пропагандировал религию, хоть в СССР она была официально запрещена. На моего прадеда сделали донос, за что его отправили в ГУЛАГ копать Беломорканал. Поэтому в нашей семье вере придается особое значение. Каждый раз, когда я говорю то, что кому-то из родных кажется богохульственным, мне припоминают: «Да твой дед копал за Бога Беломорканал, ты не имеешь права так говорить». Я очень уважаю эту память и считаю, что мой прапрадед делал правильное дело, был оппозицией своего времени. Но я не понимаю некоторых вещей. Вот, например, почему я должна целовать попу руку, целовать иконы, какой в этом смысл? Мне это кажется нерациональным.
Я была в церкви с утробы матери. На пятом или шестом месяце жизни меня покрестили и дали имя в честь Ксении Петербургской — моя мама часто стояла возле ее иконы, когда была беременна, а я родилась в день, когда чтят память этой святой. Меня с раннего детства водили в храм. Я не особо понимала зачем — мне было тяжело отстоять всю службу, рано просыпаться, слушать, как молятся родители; но в подсознании я понимала, что это необходимо, я обязана делать через себя, даже если мне это не нравится. Не то чтобы не нравится… Просто мне, как и любому ребенку, в церкви было скучно. Я должна была ходить на утреннюю и вечернюю службу вместо того, чтобы смотреть мультики. Но уже тогда Бог казался неотъемлемой частью жизни — были мама, папа и Бог, которого я никогда не видела, но всегда знала, что он есть.
Про религиозное воспитание
Родители не водили меня в воскресную школу. Может, понимали, что мне там будет очень скучно? А сейчас бабушка нам это припоминает как большой минус. Она главный носитель православия в семье. Если мама смирилась с некоторыми моими высказываниями, то бабушка не может это слушать и все спихивает на то, что в детстве я не получила нужного образования и теперь не понимаю глубинной сути православия. Возможно, она права.
Бабушка все время подсовывала детскую Библию, заставляла учить молитвослов на старославянском от корки до корки, иногда за деньги. Выучила молитву — получила подарок. Мне это тяжело давалось: в том возрасте я и по русски-то плохо читала. Но бабушка считала, что учить молитвы так же важно, как уроки в школе, и старалась всячески меня мотивировать, ругалась, если у меня не получалось. В церкви говорили, что если не слушаться родителей, то в жизни все пойдет наперекосяк — скорее всего, я из-за этого учила все молитвы.
Я всегда скрывала свою веру от сверстников, чтобы меня не считали святошей, но своим поведением и принципами я всегда отличалась. Не хочу сказать, что я была выше, но в силу воспитания не делала тех глупостей, которые совершали мои одноклассницы. До 17 лет я скрывала, что хожу в церковь, от всех, кроме одной подруги, — мне казалось, что это не круто. Каждый раз, когда шла в храм, боялась там встретить знакомых. Мне бы это показалось очень неловким. Иногда моя религия мешала мне в общении с другими людьми. Я упоминала божественное начало, и некоторые на меня косились как на умственно отсталую. Дело даже не в возрасте было, просто в моем кругу общения религия не воспринималась как что-то классное, об этом вообще редко говорили.
Бабушка все время подсовывала детскую Библию, заставляла учить молитвослов на старославянском от корки до корки, иногда за деньги.
Выучила молитву — получила подарок
О любви, сексе и наркотиках
Уже второй год я живу одна в Москве, вдали от своих друзей и любимого человека — мой парень Влад живет в Краснодаре, мы вместе четыре года. Я считаю себя моногамным человеком — отчасти из-за православия, мне важно количество половых партнеров, не хочу распространять свою энергию на многих людей.
В православии есть установка: никаких плотских отношений до свадьбы. И до того, как я встретила своего парня… Надеюсь, это не будет читать моя мама, потому что это большой секрет. В общем, не испытав глубоких чувств, я думала: не дай бог я лишусь девственности до свадьбы, не смогу заходить в храм, буду самой грешной женщиной на планете, у меня не будет нормального мужа, родятся уроды дети. Но потом я поняла, что если люди любят друг друга, если между ними что-то серьезное, то надо к этому относиться по-другому. Сейчас мне кажется, что эта заповедь существует для того, чтобы ограничивать людей, мы ведь все разные. Например, кому-то нормально со всеми подряд — вот таких надо останавливать, чтобы было меньше шлюх. Но если ты думаешь головой, то ты не будешь спать со всеми подряд.
Нет ничего плохого в том, чтобы дарить родному человеку любовь, с ним воссоединяться. Наоборот, дарить любовь — это же очень православно. Меня долго останавливала религия, но путем логических размышлений я пришла к тому, что я не делаю ничего плохого. Мне кажется, что мама догадывается, мы с парнем ведь встречаемся уже четыре года. Но напрямую я никогда не скажу, для моих родных это плохо, очень-очень плохо. Бабушка, например, говорит: «Ну ты же верующая, я верю, что между вами ничего не было». Я буду позорной девой, если они узнают.
Я иногда хожу в клубы, но мне там некомфортно: мне кажется глупым трясти башкой под ту музыку, которую слушают мои сверстники. Вот если будет веселая музыка 90-х — пойду обязательно. А так я лучше проведу время с пользой — займусь йогой, например. Часто хожу на концерты любимых исполнителей — на это уходит львиная доля моего бюджета. Обожаю инди: Florence and The Machine, White Lies, Metronomy, Arcade Fire, люблю психоделический характер в музыке.
Стараюсь вести здоровый образ жизни, не люблю пить и курить. Траву не люблю просто потому, что не нравится вкус и воздействие на мое сознание — я не получаю от этого никакого удовольствия. Если предложат выпить или покурить, я соглашусь, если захочу — меня ничего не будет останавливать.
Изменение отношения к религии
Раньше родители называли меня «ангельский ребенок». Больше так не говорят и жалеют, что не отдали меня в детстве в церковную школу. Мы уже год живем отдельно. Теперь меня сложно вытащить в храм в семь утра в воскресенье. Особенно не люблю храм Христа Спасителя. Я была там несколько раз и не считаю, что там проходят службы. В конце богослужения священник дает прихожанам поцеловать крест, тем самым благословляя человека на жизнь после службы. В храме Христа Спасителя, когда священник протягивал мне крест, у него был такой непонятливый и отрешенный вид, будто он сам не понимал, что вообще делает. Я чувствовала себя глупо, хотя так не должно быть — я находилась в месте, где все эти таинства уместны.
Я вообще никак не относилась к РПЦ до 17 лет. Слухи о том, что у патриарха Кирилла дорогие часы, яхта, конечно, вызывают смущение — для меня вера в Бога определяется в первую очередь аскетизмом и простотой. Человек, который верит, должен чего-то себя лишать для того, чтобы помочь другим. Монах должен молиться о судьбе нашего народа, о том, чтобы конфликт на Украине прошел, например. Он должен мыслить глобальнее, чем священники, которые молятся о конкретной душе. Патриарх Кирилл для меня не пример монаха. Он отличный оратор, прекрасно ведет богослужение, очень образованный, красавчик вообще! Но в Церкви осталось слишком мало настоящих священников. Сейчас они работают за деньги, а не за идею.
Я не понимаю дорого убранные храмы — зачем вбухивать столько средств в место, куда человек приходит, чтобы побыть наедине с Богом? Лифты, золотые потолки, мрамор, иконы, инкрустированные драгоценными камнями. Вера абсолютно не от этого идет, она не должна быть показной. Настоящая вера в монастырях, в старых храмах, в глубинке, где служат священники, которые тебе помогут, отнесутся со всей душой. Очень люблю церковь Вознесения в Коломенском, спрятанную глубоко в лесу, — там я правда чувствую, что моя душа приходит к Богу. И священники там под стать храму: помогли мне разобраться в некоторых духовных вопросах. Последний раз, когда была на исповеди, священник мне очень помог, хоть я не оставила денег — у меня их просто не было. Родители, кстати, не разрешают мне ходить к психологу — говорят, что для этого есть священники.
Последний раз я была в церкви почти год назад. Понимаю, что надо ходить чаще, но у меня не получается вырваться в семь утра на службу. Однозначно меня бы заставила пойти в храм смерть близкого человека. Пик моей веры был в момент, когда я потеряла свою бабушку. Я понимала: единственное, что мне остается, — идти и молиться, молиться, молиться со слезами. Это мне помогло. Я верю в загробную жизнь: после моих молитв бабушка приходила ко мне во снах, говорила, что у нее все хорошо, пила со мной чай. Из всей семьи она только мне приснилась. А так, если у меня какие-то маленькие проблемы, я буду решать их самостоятельно. Если нет работы, то надо не молиться, а искать работу, не спихивать все на Бога.
Я молюсь, но чаще своими словами. Мне кажется, они намного сильнее, чем те, что написал кто-то другой. Мне бабушка внушает, что на старославянском молитва быстрее доходит до Бога… Каким, интересно, образом? Он что, только этот язык понимает? По-моему, Бог намного больше, чем то, что нам предлагает Церковь, поэтому мои молитвы он может услышать на любом языке. Вера не ограничивается Церковью, стенами храма, ведь храм может быть и у тебя дома. У меня есть мой ангел-хранитель, я молюсь ему обо всех своих проблемах и невзгодах. Когда молюсь, я чувствую себя живой.
О посте и любимых праздниках
Раньше я ограничивала себя в еде, ходила в храм во время поста. Теперь у меня дикий ритм жизни, и я не могу зацикливаться на том, чтобы есть только постное, без приправ, молока. Это достаточно сложно и финансово затратно. Но я все равно воздерживаюсь: какие-либо плотские ощущения во время поста кажутся мне неправильными. Я верю, что нельзя сильно веселиться в это время, потому что потом может произойти что-то плохое.
Рождество и Пасха — мои любимые праздники. Пасху я люблю даже больше, чем день рождения, за ее невероятную энергетику. Для меня это праздник весны, тепла, даже если на улице холодно. Но в первую очередь это служба: в десять часов вечера идем в храм, вокруг веселые люди, храм украшен цветами, запах куличей. Мы молимся до четырех утра, идет крестный ход, а дома нас уже ждет праздничный обед, мы садимся за стол и спустя 40 дней воздержания едим мясо, куличи, веселимся, кричим «Христос Воскресе!», я смотрю на своих счастливых родителей — никто не ругается, потому что в Пасху ругаться просто невозможно.
Раньше не задумывалась, верю ли Библии. Воспринимала все, что там написано, как должное. Сейчас я считаю, что это все-таки одна из первых художественных книг, написанная для того, чтобы научить людей смирению. В православной религии первая мысль — смиряться со всем, что происходит: «У тебя конченый муж? Смиряйся, ничего не делай». По-моему, смиряться можно только с тем, что невозможно изменить. Если можешь изменить — действуй. Я рада, что самостоятельно прихожу к своей вере, критической, а не слепо верю тому, что говорят.
Арсений Писарев
26 лет, иподиакон
Про момент перелома
Я захотел стать священником в десять лет. Я начал ходить в воскресную школу, и на Рождество священник позвал меня в алтарь помогать. Ночь после я прорыдал, потому что думал, что это больше не повторится. Потом меня позвали еще. В итоге церковь абсолютно вытеснила в голове даже прежние театральные увлечения, хотя вся семья думала, что я стану актером или режиссером.
Самое большое впечатление на меня произвел момент, когда священник молится о том, чтобы хлеб и вино стали телом и кровью Христовыми. Главные моменты богослужения скрыты от простого народа, они происходят в алтаре за иконостасом, а не в основном помещении храма. И именно эти два момента меня так зацепили, что за эти несколько часов я навсегда изменил планы на жизнь. Я захотел стать священником и приблизить людей к тому, что почувствовал сам. Сегодня мне 26 лет, и не было дня, чтобы я пожалел о выбранном пути.
Про еретиков, розовые волосы и разводы
Подростком я участвовал в сетевых спорах, как в меме про «мам, погоди, в интернете кто-то неправ». Потом понял, что за 2 тысячи лет ни один человек не пришел к Христу потому, что ему что-то доказали. В соцсетях я не скрываю, что служу в церкви. Это не миссионерство, я просто делюсь тем, что для меня целый мир.
Так вышло, что большинство моих близких друзей — люди светские. Однажды на дне рождения знакомая даже удивилась, спросила: «Где же твои церковные друзья?» Среди друзей есть те, кто даже в своих рассуждениях может прийти к тому, что мы называем ересью. Я не ругаю их, просто считаю, что Господь не посетил их.
Я считаю, что меняться может что угодно, кроме Христа и Евангелия, которое Бог нам дал через свое откровение. Если вы хотите что-то поменять — пожалуйста, никто не запрещает, просто тогда называйте себя последователями Васи, но не Христа.
Крещение и таинство причастия — два узловых момента в жизни любого христианина. Человек не может называться христианином, если он в этих таинствах не участвует. Он может быть хорошим, сколько угодно рассуждать о высоких материях, но он не будет подлинным христианином.
Если государство начинает приказывать принуждать людей к чему-то, что принципиально противоречит их православному вероисповеданию, то Церковь благословляет граждан не подчиняться таким законам. Но это теория
Девушка с розовыми волосами и в короткой юбке, конечно, может быть православной. Есть множество приходов, в которых основной контингент прихожан — это молодежь, есть и священники, которые могут говорить с молодежью на ее языке. Но надо понимать, что всегда можно натолкнуться на непонимание со стороны представителей других взглядов. Лично мне, например, эстетически это все не близко — яркие цвета, украшение тела. Но здесь нет религиозного конфликта. В греческих православных храмах женщины не покрывают голову, даже наоборот — одеваются свободнее, в противовес мусульманкам.
Есть миф о том, что православие строже, чем другие христианские конфессии. Это не совсем так: например, большое светское заблуждение, что католики могут откупиться от грехов деньгами. Католики не допускают развода в принципе, только вдовцам разрешается повторный брак. У них человек, вступивший в повторный брак, отлучается навсегда от причастия. Православная же церковь может снизойти до немощи человека и простить, что у него не получилось провести всю жизнь с одним супругом, благословив на вступление во второй и даже в третий брак.
Меня никогда не оскорбляли в плане «чувств верующего». Но вообще это возможно. На мой взгляд, когда топорами рубят кресты и иконы, это не может считаться нормальным. Методы защиты должны быть. Просто я такой человек, что, даже столкнувшись с ситуацией в светском поле, которую можно было бы решить в суде, не стал бы этого делать, а предпочел бы мирное разрешение конфликта. Акция, которую совершили в храме Христа Спасителя, доставила неприятные ощущения и мне. Это было настоящее надругательство. На индонезийских островах по праздникам выкапывают трупы умерших родственников, чтобы устроить с ними парад, — у нас такая акция считалась бы уголовщиной, потому что есть определенная социокультурная среда. Точно так же и с танцами на амвоне: с точки зрения наших традиций это дикость.
Про интернет, деньги и оружие
Православие никого не заставляет быть архаичным в личном плане. Например, церковь не запрещает современные технические достижения в виде интернета и смартфонов — главное, чтобы через них грех и искушения не входили в жизнь человека. Молодые служители церкви активно пользуются телефонами. Более старшее поколение священников постепенно втягивается. Я могу отправить своему настоятелю фотки с богослужения.
Я не разбирался в причинах, по которым православные иногда освящают оружие. Моей личной веры это никак не касается. Если ты принял православие, не значит, что ты должен нести ответственность за действия каждого священника. В православии, условно говоря, тоже есть разные субкультуры, в том числе и радикальные. Не все из них мне близки, многие их жесты мне неприятны. С другой стороны, вступать в конфликт с православными братьями, которые их поддерживают, мне тоже не хочется.
Есть такой документ — «Основы социальной концепции Русской православной церкви», его опубликовали 18 лет назад. Там затрагиваются очень многие вопросы взаимоотношений Церкви и государства. Например, там написано, что если государство начинает приказывать принуждать людей к чему-то, что принципиально противоречит их православному вероисповеданию, то Церковь благословляет граждан не подчиняться таким законам. Но это теория. Сейчас, разумеется, Церковь лояльна власти, поскольку у нас есть все возможности для осуществления своей деятельности.
Вопросы прозрачности финансов Церкви тоже были всегда. Церковь — это не собрание святых, это толпа кающихся грешников. Главное в жизни христианина, на что он обращает внимание, — это его собственное стремление к совершенству. Для него не стоит вопрос, кто там во что одет, на какой машине ездит, какие часы носит. Если вас это смущает, у вас неправильные приоритеты, получается, что вы пришли не к Христу, а к священнику. Если человеку нагрубили в одном ресторане, он же не перестанет вообще есть, верно? Священники тоже должны быть разные, нельзя создать универсального батюшку. Кому-то нужен попроще, деревенского склада, житейски мудрый, а кому-то — московский интеллигент, который понимает местную богему. Многие московские приходы так и устроены, они собираются вокруг определенной тусовки, например театральной. Надо просто найти свой.
Про семинарию и церковный карьеризм
Моя церковность практически никогда не вызывает негатива среди моего окружения, только любопытство. Я окончил истфак МГУ, отделение истории искусств — семья и духовник советовали сначала получить светское образование. Теперь во многом я себя ощущаю как искусствовед. Потом, уже в семинарии, я убедился, что те, кто идет в Церковь рано, и вправду часто делают выбор неосознанно. Отличие вступительных экзаменов в семинарию от светских заключается я в том, что решающую роль играют не баллы и знания, а собеседование, в котором выявляется мотивация и религиозность человека, чтобы отсеять случайных людей, убедиться, что ты считаешь служение Церкви своим призванием.
В семинарии был довольно жесткий распорядок дня: когда ты ешь, сколько раз в день молишься, когда учишься, когда работаешь, ложишься спать. Я не думал об этих бытовых особенностях, когда в десять лет захотел стать священником. Однако, сталкиваясь с чем-то, что мне кажется не совсем правильным или нелогичным, я четко разделяю Церковь как институт, который строится людьми, и Церковь как богочеловеческий организм, куда входят святые, ангелы, люди живые и ушедшие. И глава этой Церкви — не патриарх, а Христос. Эту Церковь я ни на что не променяю. Распорядок в семинарии тоже часто было нелогичен, как в армии, «потому что так надо», но даже слепое послушание может дать большие плоды в духовной жизни.
Мой сан — чтец, он относится не к разряду священнослужителей, а только церковнослужителей. Также я являюсь иподиаконом, но не по особому посвящению, а потому, что прислуживаю при богослужении епископу. В чтецы посвящают всех выпускников семинарий. Говорят: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Церковный карьеризм тоже существует, но к нему относятся негативно. Все-таки христианство учит смирению и послушанию, нужно стремиться хорошо делать то, что ты уже делаешь. В будущем я, конечно, хочу стать священником, но это уже зависит не от меня, а от правящего архиерея в моем городе (в данном случае от патриарха) и от настоятеля. Мой владыка, митрополит Нифон, — представитель Антиохийской церкви в Москве. Это как бы посольство иностранной православной церкви. Всего их 15: Константинопольская, Чешская, Американская, Польская и другие. Антиохийская — одна из самых древних, она объединяет страны на Ближнем Востоке вроде Ливана и Сирии.
Про сознательное монашество и искушения
Я всегда склонялся в сторону монашества. Конечно, я могу вдруг встретить девушку и понять, что это моя судьба, но пока этого не произошло. Наверное, обычному человеку сложно представить, каково это — провести жизнь в одиночестве, не имея детей, не имея семьи. Но иногда и светские шутят, мол, может, мне тоже монахом стать, устал — и в этом есть какая-то доля правды. Разгульная, веселая жизнь, когда ты постоянно меняешь девушек, изматывает, растрачивает человека как личность. Мне не сложно быть не таким, как все. Не было сложно поститься в детском саду, ходить на службу по воскресеньям, когда все отдыхают. В семье всегда постились, но это не вызывало во мне бунта, даже наоборот — было обидно нарушить пост, мол, что я, слабовольный, что ли?
У каждого свой грех. Я, например, очень люблю поспать, тяжело вставать по утрам. А есть люди, которым это дается очень просто, но для них сложно что-то другое. Но важно понимать, что без искушений нет духовной жизни, нужно всегда преодолевать себя, чтобы развиваться, становиться сильнее. Именно в этом и состоит христианская жизнь, в осознании своей немощи и постоянном стремлении к исправлению.
Лина Козлова
20 лет, студентка факультета филологии
Про детство и понимание идеи Бога
Я бы сказала, что у меня верующая семья, а не религиозная. Я привыкла разделять эти понятия. Меня крестили очень маленькой, каждое воскресенье родители водили меня в храм, в детстве я строго постилась. У меня никогда не возникало вопроса, существует ли Бог. Это знание было со мной с рождения.
Я ходила в воскресную школу, там в основном были разные кружки: лепка, рисование. Многое я узнавала на службах из проповедей священников. Еще у меня был магнитофон и много кассет с житиями святых и сказками для детей. Я хорошо помню, что очень любила слушать историю любви Петра и Февронии.
В какой-то момент у меня возник вопрос о том, как устроены рай и ад. Мне хотелось понять, неужели, если я не раскаюсь в одном своем грехе, я попаду в ад и буду целую вечность там гореть? Меня учили, что если я согрешила, то нужно пойти на исповедь и не просто рассказать об этом грехе, а раскаяться, это было частью моего воспитания. Наверное, я думала, что Бог — это такой механизм наказания за плохие поступки. Что Бог гораздо сложнее, я поняла, наверное, лет в 14–15: Бог есть любовь, он не может быть злым.
Про аборты и божье наказание
Для меня чтение религиозных книг всегда было чем-то сложным. Все библейские истории и жития святых я знаю в основном из детских изданий. При совершении каких-либо поступков я опираюсь на свое мироощущение, а не на заповеди. Когда я принимаю решение, я не думаю о том, грех это или нет, мыслю другими категориями. Например, сказано: «не прелюбодействуй». А что, если у двух взрослых людей серьезные отношения, но вне брака? Боюсь, у меня нет ответа на этот вопрос. Убийство — грех, воровство — грех: они совершаются от злости, а это — от любви. Здесь все не так однозначно. Есть сердце, а есть разум, об этом нужно не забывать. Я знаю много людей (в том числе православных), где все было не так, как учит Церковь. Но это не мешает им иметь счастливые семьи, детей и жить вместе много лет.
Вера не всегда определяет мою оценку действия. Убийство — грех, но это и реальное преступление. Аборт — это грех. Я считаю, что человек не может решать, кому жить. Неважно, это человек, который уже ходит по этой земле, или это зигота, эмбрион, которому только предстоит стать человеком. Не хочешь ребенка — предохраняйся.
Я верю, что все хорошее и плохое, что мы делаем, возвращается. Поэтому я почти всегда могу понять ответ на вопрос «Господи, за что?». Но бывают вещи, которые я не могу понять. После окончания школы мой одноклассник умер от рака. Ему было 18. Почему? За что? Никто не мог понять. И я не могу. Родители этого мальчика говорили, что он в лучшем мире. Есть люди, которые так относятся к смерти, но я пока не могу. Я не могу представить, что после смерти вообще ничего нет. Для меня это не так.
Когда я принимаю решение, я не думаю о том, грех это или нет, мыслю другими категориями. Например, сказано: «не прелюбодействуй». А что, если у двух взрослых людей серьезные отношения, но вне брака?
Я хожу на службу в субботу и воскресенье, причащаюсь и исповедуюсь, потому что нуждаюсь в этом. Есть люди, которые делают это формально, потому что надо, и думают, что поэтому у них будет все хорошо. Как будто бы они выстраивают с Богом деловые отношения.
Или бывают люди, которые не могут самостоятельно принимать решения. Они приходят к батюшке и спрашивают его «куда пойти учиться?», «выходить ли мне замуж?». Такие люди просто перекладывают ответственность на священника, не понимая, что он просто человек, такой же, как и вы. Еще к перекосам я отношу верующих женщин, которые вообще перестают за собой следить. Ко всему нужно подходить с умом. И к вере в том числе.
Я не знаю, предопределена ли судьба человека Богом. Знаю, что нам дается только то, что нам нужно, и только то, что мы можем вынести. Если тебе суждено сгореть, вероятно, ты не утонешь. Но это не точно. В жизни ничего не бывает просто так. Если Бог уже все решил, это не значит, что ты должен сидеть на попе ровно. На Бога надейся, а сам не плошай.
Проблемы в школе и переходный возраст
Сначала я училась в обычной районной начальной школе. От ребят вокруг я всегда отличалась: носила юбку, читала книжки, не ругалась матом в десять лет и не ходила курить за гаражи. Не могу сказать, что моим одноклассникам это нравилось. Но я всегда находила людей, с которыми мне было о чем говорить. Мы с подругами не были странной компанией девочек в юбочках, нет-нет, все к нам относились нормально. Просто мы были другие.
В переходный возраст с моей верой ничего не произошло. Я верила в любом возрасте. Каждый год я хожу на пасхальную службу, и вот это чувство, которое я испытываю после, не давало мне перестать верить. Это какая-то легкость и радость. Эти эмоции в другое время я не чувствую. Поэтому в 14 ничего не изменилось. Я только стала самостоятельнее в своих решениях.
В школе на уроках биологии мы говорили о происхождении человека. Божественное сотворение или теория Дарвина — меня это не так интересовало, чтобы я сделала какой-то выбор. Меня устраивают обе теории, ни одна не вызывает во мне противоречивых эмоций.
Религия и тусовки
Я не часто тусуюсь, но хожу на дни рождения друзей, пью алкоголь в меру. Такого греха, как «пить алкоголь», нет, грех — это напиваться до свинского состояния.
Я слушаю очень много разной музыки. Я знаю рэперов Face и Pharaoh, но не люблю их. Не из-за религии, ни в коем случае, а просто потому, что такая музыка мне не нравится. Их тексты не наносят мне никакой душевной травмы, мат меня тоже не задевает. Мне нравятся Imagine Dragons, Coldplay. А вчера, например, я показывала маме свой новый топ и пела песню «будуар императрицы повидал немало на своем веку», все смеялись, никого это не оскорбило.
Наверное, в идеале я могла бы слушать только звон колоколов, но реалии таковы… Если твоя вера не фанатична, то ты обычный человек: делаешь то, что любишь, носишь то, что нравится. Можно подумать, только православные девушки не носят вырез до пупа. Просто кому-то это норм, а кому-то нет, православие здесь вообще ни при чем.
Конечно, православие не поощряет все это. Но я за то, чтобы слушать в первую слушать самого себя. Все люди нарушают заповеди, но от этого ты не стал менее православным, ведь ты веришь в Бога.
Про церковные традиции и обряды
Люди иногда путают обряды и традиции. Например, окунание в прорубь — это народная традиция, а не церковное таинство. Хотя многие считают это обязательным, как и прикладывание к мощам. Я считаю это важным, но, когда привозили мощи в храм Христа Спасителя, люди стояли в очереди четыре дня. Конечно, если ты физически способен — стой. Но если ты там будешь стоять, а потом откинешься — не надо.
Вспомнила одну интересную традицию: в нашем храме в Пасху кидаются деревянными яйцами. Их кидают в толпу со ступенек перед алтарем — кто поймал больше всех, тот самый крутой. Папа все время приносит много яиц, они хранятся у нас дома.
Еще у меня есть любимая молитва, которую пели в моем храме, — «Царица моя Преблагая». Ее так красиво поют! Я любила ее слушать в детстве, стоя перед причастием.
Про оскорбление чувств верующих
На шутки атеистов я реагирую спокойно, даже смеюсь. Недавно была история, мне рассказал ее мой неправославный знакомый: писательница и художница Лора Белоиван написала смешной пост о происхождении совы. Цитата: «А как он ее, а? А?! Сперва, наверное, сделал каркас. Потом нанизал на него мяса и подумал: если оставить как есть, то получится вертуха для шаурмы. Это уже было, погнали дальше». Там про то, что Бог создал сову, будучи в каком-то пьяном угаре, потому что у совы же голова поворачивается на 180 градусов и она такая, немножко кривая. Это взорвало православную общественность. Все писали огромные гневливые посты: «как так можно, это богохульство, оскорбление чувств верующих». А мне было смешно.
Если ты веришь в Бога, если ты в гармонии с собой, почему то, что думает кто-то, тебя вообще должно волновать? Если ты уверен в своих представлениях, в своей вере, кто бы что ни сказал, — это не должно ничего менять в твоей голове. Как можно оскорбить чувства верующего человека? Это то, что ты выбираешь. Если тебе так плохо от этих шуток, ну, не верь тогда.
Я не вижу такого оскорбления чувств верующих, ради которого нужно наказывать. Никакого оскорбления, например, не было в ситуации с Данилой Поперечным и его видео «Поп-культура» (Данила Поперечный — стендап-комик, видеоблогер. — Прим. ред.). Почему мы тогда не судим тех, кто в КВН изображает президента Путина?
Акцию Pussy Riot нельзя сравнить с видео Поперечного — это абсолютно разные вещи. Они пришли в храм, нарушили таинство литургии. Поперечный же никого не заставляет смотреть то, что он делает. Я не знаю, должны ли преследоваться светскими законами преступления против религии. Я знаю, что убить и украсть — это преступление, а это…
Про мужа и друзей-атеистов
Если мой муж не будет верить, но при этом будет хорошим человеком, то ничего. Но моим мужем не сможет стать ярый атеист, который запретит мне приближаться к храму. Наши пути никогда не пересекутся.
Я не думаю, что оттого, что я выйду замуж, мое видение изменится. Если у меня будут дети, я буду их крестить. Я не буду им говорить, мол, вырастешь и выберешь сам.
У меня много друзей-атеистов. Это абсолютно не мешает. Люди начинают общаться не потому, что они православные или нет. Это все равно, что если бы блондины дружили только с блондинами, а брюнеты только с брюнетами. Если атеист шутит о том, что Бога нет, я ничего не говорю. Если он считает, что нет, значит, для него нет. Если он это говорит, меня это не оскорбляет. Если с моим другом-атеистом что-то случится, я за него спокойно помолюсь.
Мне сложно сказать, чем хорошо православие. Я не выбирала это, поэтому я не знаю. Если бы мне сказали выбирать: католики, православные, мусульмане — я бы там все расписала и выбрала, а так я не знаю. Почему я верю в Бога? Как я не могу сказать, почему я люблю маму, так я не могу сказать, почему я верю — это случилось со мной давно и само собой. Я не собираюсь обращать в веру. Быть атеистом не хуже, чем верующим. Это нельзя сравнивать. Но я не могу не верить. Наверняка я и мои друзья других религий верим в одного и того же Бога. Бог един, и при этом у каждого человека свой Бог. Я православная. Мне нормально. Мне не стыдно. Это мое состояние души, которое никого не касается.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.