«Все жаждут искусства»: Почему выставка Серова вызвала такой ажиотаж The Village поговорил с посетителями самой популярной выставки зимы и узнал, почему их любовь к искусству сильнее 15-градусного мороза
Выставку «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения», работающую в филиале Третьяковской галереи на Крымском Валу с 7 октября, признали самой популярной в истории России и СССР: к 24 января, предполагаемому дню закрытия, экспозицию посетили около 440 тысяч человек. Многочасовые очереди и давка среди желающих попасть внутрь даже вынудили руководство Третьяковской галереи прекратить продажу билетов онлайн и продлить показ работ художника ещё на одну неделю, и теперь сходить на Серова можно до 31 января.
К полудню воскресенья ажиотаж заметно спал, хотя за несколько дней до этого посетители, пытаясь прорваться на выставку, выбили дверь в здание, а сотрудники МЧС поставили палатки обогрева для мёрзнущих. Кроме того, на всякий случай неподалёку от очереди дежурили машины скорой помощи и полиции, а ещё у Третьяковки развернули полевую кухню, где бесплатно кормили солдатской гречкой с тушёной говядиной. «Очередь на Серова» успела стать городским мемом и предметом споров о том, зачем люди часами добровольно стоят на 15-градусном морозе. В выходные The Village отправился в парк «Музеон», чтобы понять, в чём дело, а также спросил у искусствоведа о причинах массовой любви к живописи.
Фотографии
Яся фогельгардт
Даша
«Я приехала сюда в первый раз — через интернет узнала о выставке в последнюю неделю её работы. В искусстве я особо не разбираюсь, так что иду с аудиогидом, чтобы хоть что-то понять. В конце концов, надо же как-то приобщаться. Понятно, что в Москве сейчас много чего интересного и помимо этой экспозиции, но мне захотелось пойти именно на Серова. Здесь, оказывается, собрали все его работы, поэтому жаль упустить шанс посмотреть их сразу и в одном месте.
Я успела купить билет онлайн, пока не остановили продажу в интернете, так что мне повезло больше других: могу ждать в очереди покороче. Мне не холодно, у меня уже есть опыт стояния в очередях в зимнее время — приходилось ждать по два-три часа, так что я к такому готова. Не думаю, что таким образом трачу впустую своё время, да и здоровью вряд ли успею навредить.
Я изначально решила прийти поближе к завершению выставки, чтобы попасть тогда, когда будет не такое количество народа. Говорят, тут было очень много желающих, особенно в пятницу. Но о том, что дверь выломали, я только сейчас узнала: удивительно, как все жаждут искусства».
Владимир Иванович
«Я стою в очереди больше двух с половиной часов. Пришёл пораньше, чтобы занять место, скоро подойдёт жена, и мы вместе зайдём внутрь. Мне кажется, в Москве давно не было таких хороших выставок, поэтому вокруг Серова и образовался коллапс. Кроме того, организаторы не очень правильно выбрали продолжительность экспозиции: можно было постараться, договориться с другими музеями и продлить выставку на месяц. Так, может быть, удалось бы избежать подобной очереди. И спекулянтов не было бы. Цена билета — 400 рублей, а всякие „жучки“ бегают туда-сюда, предлагая билеты за тысячу или даже за тысячу триста.
Я из Москвы, и часто хожу по выставкам — не то чтобы интересуюсь именно Серовым. Я в своём роде троглодит — всё съем. Моему отцу было уже под 70, когда он привёз из Венгрии альбом одного абстракциониста, до такой степени тот привёл папу в восторг. Не припомню сейчас фамилии, но в том художнике меня восхитила манера обращаться с красками. В его картинах был совершенно великолепный подбор цветов: там и яркие, и пастельные, смотреть приятно — то же самое с колористикой у Серова.
Серов в русской культуре, скорее, один из многих, и сейчас его работы выставляют не потому, что он исключительный и неповторимый, а по случаю юбилея со дня рождения. Поймите одну простую вещь: мне уже 60, а следующая большая выставка Серова состоится, дай бог, через 15–20 лет. Тогда мне будет 75–80 — многовато для того, чтобы ходить по музеям, так что ходить надо сейчас, когда я ещё могу».
Юля
«На подобных выставках я бываю часто, так как в принципе увлекаюсь искусством — не только Серовым. Увлекаюсь не профессионально, а просто люблю его. Мне нравятся очень многие художники, в том числе и современные.
В общей сложности я стою в очереди минут 20 — сразу заняла место, а потом пошла в местное кафе. Есть возможность периодически приходить сюда погреться, так что я готова простоять на морозе ещё пару часов или даже больше. Пока никто из владельцев заведения не возражал.
Это моя вторая попытка попасть на выставку. В первый раз я пришла сюда во второй половине декабря, но народу было очень много, а я оказалась одета не по погоде. Тогда было довольно холодно, так что я простояла минут 15, сильно замёрзла и ушла ни с чем. Теперь я вспомнила, что выставку продлили, и решила попытаться успеть. Честно говоря, не очень понимаю, в связи с чем здесь дежурит телевидение и откуда такой интерес у журналистов. К сожалению, людям в очереди не стало теплее оттого, что здесь открыли полевую кухню и прислали МЧС с психологами и полицией. Проблема в другом: здесь вокруг мало мест, куда можно было бы сходить за кофе или чаем, а заодно и согреться. Кроме того, непонятно, куда идти в туалет. На морозе чувствуешь себя ещё более некомфортно оттого, что вокруг нет ни одной кабинки.
На мой взгляд, на такие выставки всегда будут очереди — особенно длинными они бывают у входа в музей имени Пушкина. Например, целая огромная толпа пыталась попасть на экспозицию работ Пикассо. Мне кажется, в подобных местах скопления публики должны быть кафе и возможность сходить в туалет. Я очень положительно смотрю на то, что выставку собираются продлить, и считаю, что экспозиции, собирающие большое количество людей, и те, вокруг которых ажиотаж сохраняется и ближе к закрытию, нужно продлевать на месяц или на два».
Людмила Леонидовна
«Я никогда не стою ни в каких очередях — всегда ухитряюсь пройти таким образом, чтобы этого избежать. Сейчас попасть внутрь мне помогли друзья, хотя они и сами прошли в последний момент — как раз перед тем, как тут выломали дверь. В тот день всё было как-то непонятно: шла продажа билетов онлайн, приходили всё новые и новые люди, очередь увеличивалась, а пускали раз в десять минут по одному человеку. Ближе к вечеру вход решили потихоньку закрывать, а эти, онлайновские, стали напирать, выламывая двери. Сама бы я ни за что на свете не стояла в очереди ни два, ни четыре часа.
Я пришла на выставку, потому что все мои друзья сюда уже сходили и друг другу понарассказывали. Слушая все эти восторженные отзывы, я покорилась сарафанному радио и уже не могла не пойти. Кроме того, все эти восторги я разделяю: выставка совершенно необыкновенная. Как удивительно Серов владеет акварелью и графикой — это невозможно. Хотя в первую очередь мне интересна судьба этого художника. С советского времени в моей памяти о Серове сохранились, конечно, какие-то смутные впечатления — они все, разумеется, детские. Раньше-то всё было просто: шли с одноклассниками и смотрели. Понятно, что тогда я могла увидеть всего несколько его самых известных работ, но зато теперь мне удалось соприкоснуться с его жизнью.
В живописи меня прежде всего привлекает свет. Удивительное сочетание света и реалистичности — именно это в работах Серова меня просто ошеломило. Картины наполнены солнечным светом, он идёт изнутри, из рамы, и всё это выглядит прямо как в жизни. Я совершенно не разбираюсь в искусстве, но всегда чисто интуитивно стремлюсь понять и почувствовать, ощутить что-то в картинах.
Я пробыла на выставке полтора часа и больше не могу. Я не умею подолгу рассматривать полотна, ходить, возвращаться к какой-то работе. Для тех, кто приходит с маленькими детьми, здесь и вовсе будет сложно: у картин собирается помногу людей, все хотят сфотографировать, чего делать нельзя, и толпятся у каждой работы. Например, на той же выставке Петра Кончаловского, я помню, всё сделали совершенно чудесно: детям можно было и побегать, и поиграть, и с картинами познакомиться, а здесь такого нет».
Дмитрий Буткевич
Искусствовед
На популярность выставки Валентина Серова повлияли несколько факторов. Во-первых, надо отметить силу пиара и прессы. В ноябре-декабре очереди хотя и были, но не такие чудовищные: обошлось без полевой кухни и МЧС. Затем о выставке рассказали все общедоступные каналы, и особенно отличился Первый, который сделал репортаж о визите президента Владимира Путина. Тогда общество глубже прочувствовало необходимость сходить в Третьяковку.
Также важно отметить, что картины Серова — это очень понятное искусство. Это не абстракции и даже не пейзажи, которые, конечно, производят впечатление, но не вызывают такого жгучего интереса. Когда я был на выставке, в толпе всё время говорили: «Смотри, прямо как на фотографии».
Портретное искусство — это ещё и приобщение к особой среде, это в какой-то степени подглядывание в замочную скважину. Ты наблюдаешь за чужой жизнью, в данном случае — за жизнью очень красивых людей, в основном красивых женщин. Посетители разглядывают, как они одеты, какая там нарисована собачка. Портреты Серова рассказывают о жизни богатых людей, а всё-таки широким массам интересно, как они жили. Кроме того, на выставке можно увидеть и императорскую семью.
В-третьих, популярность экспозиции — это не искусствоведческий, а социокультурный феномен. Если попытаться посмотреть на него внимательнее, можно сказать, что такой ажиотаж связан с поиском национальной самоидентификации и попыткой создать себе кумира или идеальный образ художника. Мне кажется, некоторые люди чувствуют нехватку кумиров из области культуры и пытаются их для себя воссоздать. Серов вполне может стать таким идеалом.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.