«Цена поездки»: Как Настя Красильникова вывела на чистую воду корпорации в подкасте о сексуализированном насилии в такси
Насте Красильниковой, можно сказать, повезло. Будущую главную героиню своего подкаста «Цена поездки» журналистка пару месяцев назад встретила на вечеринке у подруги. Если бы не необязательный смол-ток Красильниковой и 22-летней Яны, в процессе которого она совершенно случайно рассказала о том, как отправила в тюрьму изнасиловавшего ее в ноябре 2020 года таксиста, «Цены поездки», вероятно, и не случилось бы.
«С одной стороны [то, что этой истории бы не случилось, если бы не воля случая], это так. С другой стороны, нельзя не признать тот факт, что, где бы я ни оказывалась, женщины стабильно рассказывают мне такие истории», — говорит Красильникова, посвятившая проблемам сексизма и сексуализированного насилия изрядную часть своей карьеры: в «Афише», телеграм-канале «Дочь разбойника», продакшене «Амурские волны», для которого она сделала сериал и одноименный подкаст «Хватит!».
Собственно, из истории Яны (засиделась в «Дежурной рюмочной», вызванное кем-то такси до дома, блэкаут, парковка у дома, перелезающий с переднего сиденья таксист, побег, слезы, безразличие гинеколога и родителей, отказ от заявления, самостоятельный поход в СК, очная ставка, сообщение «его посадили») вполне могла бы получиться еще одна серия сериала или выпуск подкаста, но к тому моменту Красильникова уже ушла из продакшена, да и сам сюжет ей казался чем-то более серьезным, тянущим на отдельный продукт. Не без оснований — сложно не найти девушку, которая если не сталкивалась напрямую с сексуализированным насилием в такси, то как минимум знает о нем из первых рук. При этом такие истории редко попадают в медиа (про один случай писал Wonderzine — его героиня также появляется в подкасте Красильниковой), а представители сервисов — агрегаторов такси, которыми занимаются ведущие IT-компании страны — «Яндекс», VK и «Сбер», — не реагируют на них практически никак, словно язык проглотили.
«Для России сам факт того, что насильник сел за изнасилование — это событие. Когда этого добивается девушка без поддержки родственников, без каких-то особенных связей, а просто своей упертостью — это тем более событие. Меня зацепила ее настойчивость, я бы в свои 22 года при такой реакции родственников не добилась бы ничего подобного. Да и в 35, может быть, тоже, не знаю, — говорит Красильникова. — А потом, конечно же, меня дико заводит тема с агрегаторами. Я всякий раз смотрю на эти оправдания в комментариях типа „Я из службы поддержки, какая неприятная ситуация(“. И я знаю, что никому не удавалось получить от них нормальные и внятные комментарии на эту тему. Никогда».
Получившаяся в результате трехсерийная «Цена поездки» оказывается не просто первым феминистским тру-крайм-подкастом на русском, как его называет Красильникова, но и в принципе одним из лучших подкастов сезона. Почти детективная история поиска преступника (номер такси из заказа не совпадал с фактическим номером машины, саму машину не получалось отследить по камерам, потому что на Кутузовском проспекте камеры ФСО и так далее), открывающий глаза на многие вещи комментарий специалистки из центра «Сестры» (о том, что в случае изнасилования биологический материал нужно сдать в течение трех часов и что делами об изнасиловании занимаются в СК) и в конце — часовой зубодробительный эпизод с комментариями представительниц «Яндекс.Такси» и «Ситимобила». Это мог бы быть текст, но получилось бы не то: «Мне почему так нравятся подкасты? Потому что в них слышно интонацию. Когда ты прочитаешь, не знаю, расшифровку разговора с „Яндексом“, ты не поймешь, как менялся тон разговора. А тут все ясно».
Мы поговорили с Красильниковой об отказе от рекламы в подкасте, о замалчивании этой проблемы агрегаторами и о том, почему девушки не обращаются в полицию и сами сервисы после таких инцидентов.
— У тебя сразу была идея, что это будет, во-первых, подкаст, а во-вторых, на твои деньги сделано?
— Я сразу поняла, что это будет подкаст, но не сразу поняла, что это будет сделано на мои деньги. Сначала я думала поискать спонсора. И мы даже нарисовали медиакит — я же продавала все остальные эпизоды «Дочери разбойника». А потом меня озарило, что если любой бренд встанет туда с интеграцией, то это будет выглядеть как заказуха. Условный бренд косметики напрыгивает на корпорации. И тогда я поняла, что мне нужно сделать подкаст на свои деньги. Отсутствие конфликта интересов, когда ты делаешь такое дело, — это важная штука.
— Так почему подкаст, а не текст или видео?
— Я думала вместе с подкастом выпустить текст, потому что читать многим проще, чем слушать. Но, блин, я, во-первых, очень болею подкастами, я люблю подкасты и хочу, чтобы этот способ потребления информации в России развивался. А во-вторых, у меня нет желания писать про это текст, у меня есть желание сделать про это подкаст. Не тянет сесть и написать.
— Просто я его слушал и думал о том, как это хорошо написано и что это работало бы как текст не хуже.
— Я привыкла мыслить сценариями, потому что последние пару лет в основном сценарии пишу. Сценарии или посты в телеграм-каналы, а это не то и не другое. Текст нужно делать беспристрастно, а в подкасте, как бы я ни старалась быть беспристрастной, я все равно интонацией что-то выражаю.
— Почему ты решила весь сезон сразу дропнуть?
— Я не видела смысла растягивать это на три недели, просто потому что это одна история, которая имеет право быть рассказанной сразу.
— А одним выпуском большим?
— Эпизод подкаста должен занимать примерно путь от работы до дома или от дома до работы, и вот так за полтора дня можно его послушать. Хорошо, что есть перерывы, потому что слушательницы говорят: «Вот я послушала первый эпизод, мне стало плохо. Вот я послушала второй эпизод, и мне стало еще хуже. Вот я послушала третий эпизод, и мне наконец полегчало». Так и задумано — ты делаешь перерывы, но при этом у тебя нет ощущения, что автор тебя оставил в неизвестности. Мне показалось, что с такой темой нехорошо делать какие-то драматические паузы, клиффхэнгеры, которые не разрешаются одним нажатием на кнопку.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.