Учи матчасть Софья Качинская о том, как сложно найти друзей за рубежом
Говорят, демократическое государство США не давит на вопрос ассимиляции больше необходимого, потому что дети разношёрстных иммигрантов всё равно пойдут в школу и после этих мучительных 12 лет станут полноценными носителями американских ценностей. Думаю, у языковых школ для иностранцев, в одну из которых я поступила, когда приехала, такая опция тоже стоит по умолчанию.
Визу мне помог сделать Michigan Language Center, где я начала познавать американский мир. Сначала нужно было отметиться у секретаря, сдать тест и написать сочинение на тему «Делает ли интернет людей одинокими». Тема — хит любых языковых курсов, сидящий в горле акульей костью.
Школа, узкая, длинная и такая же мрачная, как туннель метрополитена, находится в даунтауне университетского городка, в здании, которое не отличишь от картонных декораций запылившегося американского фильма с историческим сюжетом. Подходя, я заметила за спиной пожилого мужчину, целившегося в то же строение, что и я, и пропустила его вперёд. Через час я узнала, что это наш директор. На собеседовании он сказал, что сразу же понял, что я из России: я ждала, когда он откроет мне дверь, и пропускала артикли в сочинении. К тому же он рассказал, как в студенческую бытность выпивал с профессором Мичиганского университета Бродским и что жертва режима был преимущественно мрачен и после пары рюмок водки заводил сложносочинённые разговоры, которые было проблематично выносить трезвым людям. Так я и начала учиться, единственная русская среди корейцев, бразильцев, арабов и невесть кого ещё.
Говорят, если ты просишь у бога смирения, он пошлёт тебе обидчика. Я отчаянно хотела стать проще и получила квест «Победи ксенофобию в себе». Компания была интернациональная, мой не наученный толерантности организм сопротивлялся, дружила я только с теми, кто мог поддержать меня в этнических шутках. Так, японка Кьоко под конец своего обучения уже сама звонила и радостно сообщала, что нужно встретиться и решить курильский вопрос. Она же рассказала мне, что среди южных корейцев ходит прекрасный слух о том, что я ношу с собой тумблер, потому что пью водку во время лекций.
Какое-то время я водила дружбу с бородатыми арабами с бархатными глазами, спрятанными жёнами и гражданством Саудовской Аравии. Наш локальный союз нефтяных держав распался, когда я пришла в школу с Маген Давид на шее и после сдавленного вопроса, откуда это во мне, коротенько объяснила о своих родственных связях. Путь к ближневосточным сердцам затерялся в дебрях векового непонимания, но на мои ноги под юбкой длины выше колена они всё равно поглядывали. Потом на учёбу в город Энн-Арбор приехали два брата из Албании. Звали их Албан и Арбор (не шутка). Я подошла и спросила, не из России ли они: с таким славянским акцентом они бы составили конкуренцию группе Gogol Bordello. Они сказали: «Фу, Россия! Конечно нет, мы ненавидим русских. А ты откуда?» Выяснив моё гражданство, ничуть не смутились и пригласили выпить с ними пива у них дома, назвав Наташей. С Албанией, конечно, не сложилось. В целом маленькая школа в сердце толерантного мира почти лопалась от переполняющего её расизма, сексизма и недопониманий.
Учителя у нас были преимущественно американцы, и их задачей, помимо самого английского, были попытки нас перевоспитать. Именно они стали проводниками в социальном мире этой страны. Учительница Кери, у которой на лице было написано, что дела идут не очень и довольно давно, вела себя так радостно, будто сегодня нашли лекарство от рака. Громкий Джошуа всегда позитивно орал про грамматику английского: «NO „TO“ AFTER „SHOULD“!» От его голоса болела голова. Потом я встретила его на улице с семьёй. Издалека казалось, что мне навстречу идёт бразильский карнавал, хотя их было только четверо. Саркастичный Кайл, длинный и худой, как телеграфный столб, отличался интересным нравом: он умудрялся нести американские ценности, предлагая нашим арабам сходить и поесть свинины. У арабов дёргался коллективный глаз на каждой его паре: если Кайл не шутил про свинину, то объяснял разницу между «give me a ride» и «ride me» или безапелляционно сообщал девушкам в хиджабах, что если кто-то делит кровать с человеком такого же пола, то это его личное дело.
Я недолюбливала школу, школа не спешила любить меня. Прочных дружеских связей не завязывалось. Пицца-пати и награждение отличников были удачным поводом сбежать в кинотеатр по соседству. Я стала раздражительной, затем — нелюдимой, а потом всё прекратилось. К школе я начала относиться индифферентно и в то же время стала увлекаться антропологией и много по этой теме читать.
Я узнала, что в горах Тибета женщина может выйти замуж за нескольких мужчин сразу, главное, чтобы они были братьями. Что в Африке есть племена, где женщины кормят детей грудью до шести лет. Что в племени вудуабэ красивый мужчина — это самый высокий и с белыми, как яйцо, зубами. Что карго-культ Джона Фрума кажется абсурдным только на первый взгляд. Что люди очень разные и живут по схемам, которые не возникли просто так.
Однажды на перемене мы обсуждали трагичную проблему смерти близких. Всем было одинаково больно вспоминать и думать, что ушедшие люди — это дыра в твоём мире, которую ничто и никогда не заполнит. Эта беседа, конечно, решила многое, потому что в эти короткие пять минут всё в моей голове наконец-то прояснилось, хотя для кого-то эти вещи очевидны и без всяких языковых школ. Никакого «другого» нет. Любовь, смерть, нищета, радость, мать, сын, предатель и друг — это всегда одно и то же и в глухой деревне в Африке, и в Сеуле, и у берегов Байкала, где я бросила бывшую жизнь. Мысль о том, что я — человек, живущий в рамках условностей и ограничений, не только нанесла сокрушительный удар по самолюбию, но и сделала свободнее. Шутить о национальностях я не перестала, но и думать, что правильно — это только как у меня, больше не получалось. Универсальные законы всё равно существуют вне зависимости от гражданства, религии или пола.
В декабре я поступила в колледж на антрополога и выписалась из этой интернациональной тусовки, со временем обретя другую. У меня есть друзья из Черногории и Греции, Ливана и Перу. Лучших подружек у меня две. Сногсшибательно красивая Оля с Украины и талантливый композитор Дония из Палестины. Иногда люди удивляются, как я дружу с первой, такой идеологически неправильной, и со второй, когда мой брат вот-вот станет солдатом ЦАХАЛа. И я опять вспоминаю, что «чужой» — это выдумка. Иногда хожу мимо школы. Ребята выходят покурить на переменке. Однажды меня остановил новенький из Южной Кореи: друзья ему сказали, что я русская. Он широко улыбнулся и спросил, ношу ли я с собой водку в тумблере. Приятно остаться в школе главным героем такой нелепой легенды.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.