Фабрика-кухня мечты Самарский архитектор 20 лет сражался за нее — теперь там будет филиал Третьяковки
В 2022 году в Самаре откроется филиал Третьяковской галереи. Событие беспрецедентное: за всю более чем полуторавековую историю филиалы Третьяковки никогда не открывались за пределами Москвы. (Вскоре после этого к ней должны прирасти владивостокский и калининградский филиалы.)
Но особенным поволжский филиал одного из главных музеев страны делает не только и не столько это, а само здание, в котором его разместили, — фабрики-кухни завода имени Масленникова на Ново-Садовой улице. Спроектированное архитектором Екатериной Максимовой в форме серпа и молота здание — шедевр конструктивизма и теперь видится одним из символов Самары.
Но еще недавно судьба здания, обшитого сайдингом и переделанного в ТЦ, а позже разрушающегося, лишившегося металлического каркаса в процессе замороженной стройки, выглядела не настолько радужно — медленно хиревшей все постсоветские десятилетия постройке грозил снос. Фабрику-кухню спас архитектор Виталий Стадников. Пока он не занялся его изучением в студенческие годы, не было известно даже имени архитектора. Позже ему удалось заинтересовать историей здания международные медиа и заставить российских чиновников сохранить его: правда, битва заняла больше двадцати лет
Ментальный центр города
Для Стадникова фабрика-кухня всегда была делом сугубо личным. «В детстве, это были 80-е, у фабрики-кухни я пересаживался с троллейбуса на автобус, чтобы ехать в изостудию, и всегда заходил в кулинарию за пирожными», — рассказывает архитектор. Уже тогда он понимал, что это здание-символ: «Фабрика-кухня стоит на границе старой Самары и нового Куйбышева. По сути — ментальный центр города».
Виталий Стадников — архитектор, доцент факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского (НИУ ВШЭ). Исследователь русского авангарда, градозащитник, специалист по советскому наследию. Имеет лицензию как архитектор-реставратор. На разных витках профессиональной биографии занимался генпланами городов, проектами планировки достопримечательных мест, регламентами исторических поселений. В 2012–2013 годах был главным архитектором Самары. И фабрикой он занимался всю жизнь.
«Я писал диссертацию по самарскому конструктивизму в 1998–2000 годах под научным руководством Виталия Самогорова, (большого и уважаемого в городе архитектора, фаната конструктивизма), — рассказывает архитектор. — Главным объектом изучения была фабрика-кухня. На первый взгляд, серп и молот — прихоть архитектора, такая буквальность. Когда начинаешь разбираться, понимаешь, что в основе целого здания — конвейер. Технология первична, а форма — лишь предлог».
Такая буквальность — иногда оправданная, иногда нет — в принципе была свойственна архитекторам авангарда, что роднит их с постмодернистами. Даже великим: один из московских гаражей лучшего, бесспорно, архитектора эпохи Константина Мельникова напоминал круглую автомобильную фару — он прямо об этом никогда не говорил, но здание говорит само за себя. Но Мельникову, по крайней мере, могли дать слово. С самарским зданием ситуация сложнее — до тех пор, пока им не занялся Стадников, даже не было понятно, кто у него архитектор.
«Я нашел чертежи в научно-техническом архиве, и тогда появилось имя Екатерины Максимовой, — говорит архитектор. — Десять лет спустя у Самогорова защищался Александр Исаков, он оказался гением архитектурного сыска, раскопал про Екатерину Максимову все, кроме загадочных обстоятельств ее гибели под поездом недалеко от дачи в Кратово. Узнал, что она училась в питерском политехе, работала над Казанским вокзалом у Щусева, потом в Наркомате питания, специализировалась как раз на фабриках-кухнях. Работала с братом. Он до революции был чуть ли не главным архитектором Царского села, а Николай II, якобы, был крестным его сына. Опытный архитектор, он не хотел иметь с советской властью ничего общего, но по факту с ней работал, помогая сестре. Похоронена Екатерина Максимова на Ваганьковском кладбище. Саня нашел ее внуков, оставив записку на могиле, — через два месяца перезвонили. Так нашелся ее архив».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.