«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон А также о невозможности панка, Бейонсе и Алле Пугачевой

В 2017 году хип-хоп окончательно утвердился в статусе если не народной, то, по крайней мере, самой обсуждаемой музыки. Мы слушали Хаски и Грибы, выбирали, за кого болеть в баттле Гнойного и Оксимирона, смотрели клипы Face и пародии на клипы Pharaoh на федеральном ТВ. The Village встретился с музыкальным журналистом и преподавателем Школы культурологии ВШЭ Артемом Рондаревым чтобы поговорить о новой роли хип-хопа, исчезновении важной поп-музыки и любви русских к грустным песням.
Иллюстрации
— Как-то окончательно стало понятно, что хип-хоп стал главной национальной музыкой в России.
— Нет, конечно. Главной нашей музыкой по-прежнему остается шансон. Он, конечно, проник уже на эстраду, интегрировался: Лепс с Михайловым поют в больших залах. Но это по-прежнему тот же самый русский шансон, как его в свое время прозвали. Конечно, он — главная музыка. Хип-хоп по охвату не дотягивает.
— Мы, наверное, можем говорить о какой-то поколенческой разнице. Наверное, все-таки у условных российских миллениалов это все же хип-хоп.
— У них, скорее всего, да, хотя я не знаю, как все эти А.У.Е. будут хип-хоп слушать. Да и в хип-хоп ведь шансон вполне интегрируется. Я недавно слушал какие-то последние пластинки группы «25/17», совершенно феерические. Они раньше были упертые националисты, а на пластинке 2015 года такой шансон, все нормально, у них есть «Я, ты, наш ребенок».
Говорить, что хип-хоп взял и всех покорил, бессмысленно. Даже в поколении 1990-х через десять лет половина станет офисными менеджерами, получит в жало кросс хип-хопа и шансона, и будет им страшно довольны. Хорошо слушать Фейса, когда ты совсем молодой, а потом ты взрослый солидный человек, и уже вроде никак. Тут приходит на помощь шансон-блатняк, который, я думаю, будет у нас только развиваться. Он никуда не девался. Раньше он был такой политизированный — Миша Маваши, — а сейчас это нормальный, со слезой шансон.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.