Rush: Производитель краски для граффити, потеснивший западные бренды Артём Рен увлёкся граффити в конце 90-х, а в конце нулевых запустил в России производство краски в баллонах. Свою долю рынка в стране компания оценивает в 40%.
Граффитчик Артём Рен сразу понял, что организовывать производство краски своими силами — неподъёмная задача. Тогда он обратился к аэрозольному заводу в Подмосковье, и они совместными усилиями разработали бренд Rush.
В первый год было продано 50 000 баллонов, во второй год — вдвое больше. Ежегодно продажи растут на 30%. Теперь Рен думает о выходе на европейский рынок.
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Производство краски
ДАТА СТАРТА
2009 год
Артём РЕН
Основатель Rush
Как всё начиналось
Я рисую граффити и рисовал всегда. С этого всё и началось, хотя я по специальности — учитель физкультуры. Когда я начинал рисовать, в конце 90-х, когда в культуре было очень мало людей, а аэрозольных баллончиков у нас вообще не делали — их привозили из-за границы. Хотя само производство аэрозольного продукта в России было.
Аэрозольный баллон придуман сто лет назад. И это не просто краска в банке — это уже техническое устройство. И поэтому сделать его не всегда легко, кроме того, он увеличивает стоимость краски. Но статистика продаж показывает, что баллончики с краской набирают популярность с каждым годом. Большинство московских помещений красят с помощью баллонов, но не таких, которые нужны для граффити.
В 2006 году мы с другом открыли магазин, где продавалось всё нужное для рисования граффити. Основная сложность была в том, что я продавал то, что не производят в России. Приходилось переплачивать, везти товар самому, платить таможенные пошлины. В 2009 году я понял, что корень проблемы в том, что здесь не делают подходящую для граффити краску.
Производство
Производство всегда предполагает определённые обороты и оборудование. Я понял, что мне лучше найти заводы, которые смогут производить мою краску, чем организовывать всё самому. Крупных заводов по производству аэрозолей в России всего два — «Полихим-Воронеж» и «Эльф Филлинг» в Московской области. Я обратился к ним с предложением разработать и произвести такую краску. Завод в Московской области меня устроил. Мы распределили, как будем делить доход между собой, и начали производство.
Чтобы сделать краску идеальной или близкой к идеалу, нужно обращаться к людям, которые её используют. Cобирать их мнения, проводить большое количество тестов и лабораторных исследований. Можно сказать, что нашу краску произвела вся российская субкультура граффити, а я лишь собрал данные и отнёс на завод, который эту краску сделал. Я раздавал краску профессионалам, примерно тысяче человек, потом мы встречались и я записывал мнения.
Первый баллон вышел в 2010 году. Тогда мы продали порядка 50 000 баллонов, в 2011-м — почти 100 000. Дальше с каждым городом продажи росли на 30%.
Продукт
У нас есть баллоны для быстрого нанесения рисунка Rush Power для классических граффитчиков. Краска Rush Art используется в художественных работах.
Rush Power — более простой продукт. Граффитчику нужно написать что-то на стене и убежать, поэтому баллон должен выдавать большое количество краски, чтобы оно быстро покрывало поверхность без предварительного грунтования.
Мы сравниваем себя
с лучшими — с европейцами. По качеству наша краска реально как у них, но по цене мы находимся в низшей ценовой категории. Мы крутые, но стоим дёшево!
Баллон Rush Art должен отвечать большому количеству требований. Найти для него российские компоненты оказалось сложнее. Приходилось долго ждать пока придут 10–20 вариантов клапанов из европейских стран.
Баллон
Баллон — это кусок жести, который заворачивается в круг и завальцовывается сверху и снизу. Только после этого в него можно что-то заливать. На жесть наносится печать — это называется литография. В России её нормально делать не умеют — мы заказываем в Германии. Конечно, можно нанести этикетку, но это некрасиво.
Самое главное и сложное в баллоне — это клапан. Когда художник красит стены, он берёт толстую кисть, а когда он рисует бровь на портрете — тонкую. Так же и человек, рисующий баллончиком, берёт широкую или узкую насадку — в зависимости от задумки. Иногда нужны широкие линии с большим распылением, чтобы сделать переход цвета. Все насадки должны правильно работать на клапане.
Деньги
Затраты на выпуск первой линейки из 16 цветов составили порядка 15 млн рублей. Эту сумму мы разделили с заводом. Можно сказать, что на окупаемость мы вышли через два года после того, как начали делать краску. Но все деньги, которые мы зарабатываем, вкладываем в разработку новых продуктов.
Баллоны Power продаются размером 800 мл по цене 190 рублей. Баллон такого же объёма от европейских производителей стоит больше 220 рублей. В линейке ART 111 цветов. Цена в магазине — 145 рублей, а объём баллона — 520 мл. У европейских конкурентов такой баллон минимально стоит 195 рублей, но у них и цветов больше, порядка 200. Цена — главное наше преимущество перед конкурентами.
Конкуренция
В 2012 году завод «Полихим-Воронеж» тоже выпустил подобную краску. Сегодня на рынке нас двое.
Нет одинаковых красок — в баллон закачиваются сотни видов ингредиентов. Мы, например, не можем сделать точно такую же краску, как в Европе. Даже если мы вскроем баллон, проведём химический анализ и разложим всё по полочкам, мы не сможем купить немецкий газ, краску и растворитель — здесь это будет стоить бешеных денег.
По качеству наша краска не хуже, чем у европейцев, но при этом она дешевле. У европейцев и китайцев тоже есть краска в низшем ценовом сегменте, но она хуже, чем у нас. Наша продукция занимает 40% рынка, ещё 40% — у Воронежа, остальная часть принадлежит зарубежным производителям.
Планы
Мы хотим выйти на европейский рынок, особенно нас интересует Восточная Европа. Там мы должны попасть в низший ценовой сегмент. Краске, когда она приходит из другой страны и попадает в средний или дорогой сегмент, не особо верят. Нужно сначала заработать имя.
Текст: Татьяна Чернова
Фотографии: Михаил Голденков
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.