Фандрайзер Каждую неделю H&F рассказывает о профессиях, которые будут востребованы в будущем. На этой неделе — фандрайзер, человек, который помогает художникам и меценатам найти друг друга.
В 2012 году Государственный музей изящных искусств имени Пушкина получил 481 млн рублей из государственного бюджета; ещё 65 млн рублей, согласно документам на сайте ГМИИ, на его существование пожертвовали спонсоры и благотворители. Привлечением средств от бизнесменов и крупных чиновников занимается Фонд ГМИИ. Крупным государственным музеям, как правило, легче найти средства. | Фонд ГМИИ, к примеру, возглавляет состоятельный бизнесмен Михаил Куснирович, а в состав совета директоров входит не менее влиятельный Рубен Варданян. Они вкладываются в развитие и содержание музея сами и привлекают друзей. Сложнее дела обстоят с современным искусством и финансированием частных галерей. Специалисты-фандрайзеры помогают и частным, и государственным музеям найти благотворителей. |
О профессии
Название Фандрайзер | Когда появилась В виде, приближённом к нынешнему,
| |
Кому подходит Выпускникам факультетов искусствоведения,
| Заработок Около 100 000 рублей | |
Клиенты Некоммерческие организации, фонды, |
|
онятие «фандрайзинг» появилось в США. Государственное финансирование социально-культурных проектов в Штатах к началу 1980-х годов резко сократилось из-за финансового кризиса. Тогда содержать их взялись состоятельные предприниматели и целые корпорации. Сейчас американский музей самостоятельно способен заработать 30%-50% от годового бюджета, остальную часть средств составляют государственное финансирование (10%-25%), инвестиции (5%-10%) и частные пожертвования (30%-50%).
|
|
Фандрайзер ищет компании, благотворительные фонды, государственные учреждения и просто заинтересованных людей, готовых помочь организации.
|
Фандрайзинг может быть проектным и оперативным. В первом случае средства привлекаются для осуществления конкретного проекта, а во втором — на покрытие текущих расходов, например, выплату зарплат и коммунальных затрат. Считается, что оперативным фандрайзингом заниматься сложнее, так как инвесторам хочется увидеть результат проделанной на их деньги работы как можно скорее. Основные сферы фандрайзинга в основном некоммерческие: социальная сфера, политика, наука, образование, культура, здравоохранение, медицина и экология. В сфере культуры стоит упомянуть основанный в 2008 году фонд «Айрис», благодаря работе которого в столице появился арт-центр «Гараж». |
|
| Помимо частных фондов, с начала 2000-х в России действует Федеральная целевая программа «Культура России». Основной её целью является создание условий для сохранения культурного наследия страны. Работа профессионального фандрайзера состоит из нескольких стадий. Ему необходимо определить целевую аудиторию проекта и исходя из этого понять, кто может стать потенциальным спонсором или меценатом. Ответив на эти вопросы, фандрайзер начинает переговоры с инвесторами. Ему необходимо предложить будущему партнёру такие условия, с которыми он согласится. Но даже когда удалось найти спонсоров и уговорить их вложиться в проект, работа фандрайзера ещё не считается завершённой. Немалое значение имеет закрытие проекта. Если что-то пойдёт не так и спонсор останется с носом, едва ли он согласится на повторное сотрудничество в будущем. Заработок фандрайзера варьируется от 5% до 50% от привлекаемой суммы. |
|
|
|
|
|
Как пришла в профессиюРаньше я работала в крупной медийной компании и занималась продажей рекламы. Потом это всё мне страшно надоело, было острое желание работать в сфере культуры. Мысли о создании компании, занимающейся соединением финансов и культурных проектов, были у меня давно. А после того как мы познакомились с Ксенией Таракановой, появилось V Confession Agency — компания, специализирующаяся на фандрайзинге для проектов в сфере современной культуры. Первым фандрайзинговым проектом стала Уральская индустриальная биеннале современного искусства.
Что входит в обязанностиФандрайзер помогает найти финансирование для реализации различных проектов. Важно понимать: благотворителей нет, так как все организации сотрудничают не на безвозмездной основе, не бывает бескорыстных меценатов. По сути, есть только спонсоры — они что-то получают взамен своей поддержки. Компания-спонсор выделяет определённую сумму на реализацию проекта, за что получает определённые возможности. Например, компания PUMA в своё время поддержала выставку New York Minute в центре «Гараж», за что смогла представить свой бренд на площадке (была создана специальная зона с пинг-понг столами, неоновыми знаками, кикерами), провести собственное закрытое мероприятие в рамках выставки, название бренда было напечатано во всех буклетах и рекламных материалах выставки. Компания также использовала статус партнёрства в формировании имиджа своего бренда. Если говорить о навыках, фандрайзеру необходимо умение вести переговоры, быть дипломатичным, уметь убеждать и обрабатывать большие объёмы информации. Будучи связующим звеном между культурными институциями и коммерческими организациями, мы должны хорошо понимать потребности обеих сторон, чтобы все в итоге остались довольны сотрудничеством. Так как наше агентство занимается фандрайзингом именно для культурных проектов, мы в первую очередь взаимодействуем с компаниями, которые хотят ассоциироваться с различными культурными инициативами. У нас еженедельно появляются новые клиенты, которые, как правило, становятся постоянными. Мы обслуживаем не менее четырёх проектов в месяц, поэтому фандрайзингом у нас занимаются несколько человек.
Где учитьсяЯ окончила Высшую школу экономики, изучала маркетинг. В какой-то степени полученные знания мне помогли, но назвать это профильным образованием я не могу. Программы обучения фандрайзингу есть во многих вузах, в той же ВШЭ.
ПерспективыПока мы единственные, кто занимается фандрайзингом в этой сфере на постоянной основе. А на Западе подобных агентств очень много, система сотрудничества между культурными институциями и фандрайзерами отлажена, существуют общепринятые формы взаимодействия. Мы же являемся в некоторой степени первопроходцами и сами создаём в Москве систему взаимодействия между культурой и коммерцией. Мне кажется, что перспективы у этой профессии очень большие, по крайней мере, мы над этим работаем и развиваем индустрию. Мы столкнулись с тем, что кадры для подобной работы найти очень сложно, поэтому нам проще самим их выращивать. Текст: Злата Онуфриева |
|
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.