СпецпроектыКуда ехать: Маршруты по следам любимых фильмов
«12 стульев», «Географ глобус пропил» и два других
Кино мотивирует на путешествия. Скажем, о красотах Новой Зеландии мир узнал благодаря «Властелину колец». Отечественный кинематограф не исключение: после некоторых наших фильмов хочется рвануть на Крайний Север или Дальний Восток. Но это далеко и дорого, а вот до Волги или Урала можно запросто доехать на машине. Для тех, кто хочет отправиться в автомобильное путешествие, но не знает, с чего начать, мы совместно с сервисом по поиску попутчиков BeepCar составили готовые маршруты по мотивам известных отечественных фильмов, которые снимались в самых красивых уголках бывшего СССР.
В комедии Леонида Гайдая нет указания на конкретную кавказскую республику, догадаться, где происходит действие, трудно: с этнографической точки зрения этот фильм — абсолютный хаос (даром что главный герой Шурик прибыл на Кавказ именно как этнограф). Зато известно, где проходили съемки, и это вовсе не Кавказ, а Крым.
Сцену, где Шурик скачет на ослике и впервые встречает Нину, снимали в Бахчисарайском районе Крыма между поселками Куйбышево и Высокое. Скала на горизонте, к которой направляются героию, — это стена Бельбекского каньона, или Бельбеских ворот. Здесь река Бельбек пересекает Внутреннюю гряду Крымских гор.
Переулок Крапивного, 5; улица Красноармейская, 11; улица 15 апреля, 4
Герой Фрунзика Мкртчяна, шофер Джабраил, живет на углу улицы Багликова и переулка Крапивного; рядом — лестница, по которой Нина возвращается с прогулки. Сейчас здание отреставрировали, деревянные ворота заменили. В доме — отель, который, разумеется, назвали в честь фильма. Аферы Труса, Балбеса и Бывалого снимали на турбазе «Чайка» (Красноармейская улица, 11). Дача Саахова, где героям Вицина, Моргунова и Никулина делали прививки от ящура, находится по адресу улица 15 Апреля, 4, рядом со средневековой башней Ашага-Куле.
В окрестностях села Лучистого, в Долине Привидений у подножия горы Демерджи, снимали турпоход Шурика с Ниной. Среди местных достопримечательностей — Никулинский орех, древнее дерево, на ветвях которого сидел в засаде герой Юрия Никулина, и валун, на котором танцевала Наталья Варлей. Правда, настоящий камень, окруженный зарослями колючей ежевики, найти непросто, поэтому туристам обычно показывают поддельный.
Улица Севастопольская, 62
Психиатрическую больницу, куда Шурика доставляют с подложным диагнозом «белая горячка», снимали в Симферополе, в 40 минутах езды от Алушты. Клиника — это Симферопольский консервный завод имени 1 Мая.
Улица Севастопольская, 62
Эпизод, в котором Шурик настигает автомобиль, развязывает Нину и тут же получает пощечину, снимался на Бахчисарайском шоссе, на горе Ай-Петри недалеко от села Высокогорное.
Из двух самых известных отечественных экранизаций Ильфа и Петрова путешественнику лучше выбрать картину Леонида Гайдая 1971 года с Арчилом Гомиашвили — Остапом и Сергеем Филипповым — Кисой. В телефильме Марка Захарова нет реальных мест: его почти целиком снимали в павильоне. А вот у Гайдая было немало натурных съемок. География обширна: от Москвы до Кавказа, от Ярославской области до Нижегородской.
Площадь Ленина, 8
«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».
Городом N у Гайдая стал Тутаев — 12-й город Золотого кольца, известный храмами и фресками и запечатленный на нескольких картинах Бориса Кустодиева. В один из кадров попала городская достопримечательность — пожарная каланча начала прошлого века на площади Ленина, 8.
Волжская наб., 2 и 6; ул. Стоялая, 12
Здесь снимали эпизоды Старгорода, где начинается охота за стульями. Если встать спиной к Волге возле памятника поэту Льву Ошанину (Волжская набережная, 6), можно увидеть улицу, на которой к Остапу Бендеру пристает беспризорник (здесь впервые звучит catchphrase про ключ от квартиры). Там же, на Стоялой, снимали почти все старгородские сцены: например, вывеска пивной «Рио-де-Жанейро» украшала дом № 12. В Рыбинске снимались и московские эпизоды: бывшая хлебная биржа (ныне музей-заповедник) по адресу Волжская набережная, 2, стала зданием аукциона.
Староконюшенный пер., 2; ул. Воронцово Поле, 12 и 13, стр. 1; Печатников пер., 7; Малая Молчановка, 9
Общежитие монаха Бертольда Шварца, приютившее Остапа с Воробьяниновым, Ильф и Петров поместили в Сивцевом Вражке, но Гайдай снял его в соседнем переулке: это двухэтажный особняк купцов Гандуриных по адресу Староконюшенный, 2. Музеем мебельного мастерства стал дом № 12 по улице Воронцово Поле — бывший особняк Капцовой, ныне НИИ общественного здоровья имени Семашко (в фильме он еще голубого цвета, сейчас желтого). Эллочку Щукину режиссер поселил в небезызвестном Доме с кариатидами (Печатников переулок, 7), а Ляписа-Трубецкого — в не менее знаменитом доме со львами (Малая Молчановка, 9). Под лошадь Бендер попал на углу Воронцова Поля и Подсосеновского переулка.
Роль Васюков — маленького города на Волге, куда Бендер предлагал перенести столицу СССР, — исполнило довольно старое село Работки в Нижегородской области. Первое упоминание о нем датируется XVI веком. Когда-то здесь был крупный промышленный центр: сегодня о тех временах напоминают купеческие каменные дома, приходящие в упадок.
Пятигорск, пр-т Кирова и ул. Красноармейская; Ессентуки, ул. Семашко, 10
Орел на горе Горячей — символ Кавказских Минеральных Вод — появляется в эпизоде, когда Остап посылает Кису просить милостыню. Через несколько лет после съемок фильма цементную скульптуру заменили бронзовой копией. Вместо знаменитого Провала в картине снялась другая, куда менее глубокая пятигорская пещера — грот Лермонтова. С монтером Мечниковым герои торгуются в парке «Цветник» рядом с Лермонтовской галереей. Место, где Воробьянинов просит милостыню, находится в соседних Ессентуках, в 30 минутах езды от Пятигорска — это Ессентукская грязелечебница.
В живописном ущелье реки Терек на российско-грузинской границе снимали последнюю встречу героев с отцом Федором и все дальнейшие злоключения непутевого священника. По ущелью проходит Военно-Грузинская дорога, еще с античных времен соединяющая Закавказье с Северным Кавказом.
Ул. Поварская, 33
Клуб железнодорожников, построенный, согласно роману, на драгоценности, зашитые в последний, 12-й стул, находится на Комсомольской площади рядом с Казанским вокзалом, но в фильме его роль играет Театр киноактера. Это конструктивистское здание на Поварской улице, построенное в 30-х по проекту известных архитекторов братьев Весниных; сначала его занимал Клуб политкаторжан, а в 1945-м сюда переехал театр.
Волоколамское ш., 2; Новый Арбат, 11, 15, 16, 19, 22, 26 и 36; Пушкинская пл., 2
В заключительной сцене мы видим изменившуюся до неузнаваемости Москву 70-х. Гайдай показывает несколько знаковых зданий в стиле советского модернизма — архитектурного направления, пришедшего на смену сталинскому ампиру. Это высотка института «Гидропроект» по адресу Волоколамское шоссе, 2; здание СЭВ — ныне офис правительства Москвы — на Новом Арбате, 36; знаменитые новоарбатские «дома-книжки» и, наконец, кинотеатр «Пушкинский».
Самую важную экранизацию Островского снимали в приволжской Костроме, сыгравшей роль вымышленного города Бряхимова. Эльдар Рязанов, уроженец Самары, мечтал, чтобы картина по «Бесприданнице» передавала его детское впечатление от Волги. Река и в самом деле стала полноценным действующим лицом фильма. Впрочем, Костромой география ленты не ограничивается.
Хотя основные съемки «Жестокого романса» проходили в Костроме, в самом начале фильма мы видим другой волжский город — Ярославль. Набережная, которую снял Рязанов, появилась после визита Александра I: увидев, как запущен речной берег, император распорядился выделить деньги на его благоустройство. Сейчас она выглядит не так, как в фильме: к 1000-летию Ярославля набережную реконструировали и построили еще один, третий уровень.
Ул. Нижняя Дебря, 37
На титре с названием фильма видны купола Воскресенской церкви, построенной в середине XVII века на старейшей городской улице Нижняя Дебря. Во время съемок она была действующей и служила Костромской епархии кафедральным собором (в нынешнем Богоявленском кафедральном соборе в те годы располагался архив).
Ул. Просвещения, 1
Эту достопримечательность можно заметить на одном из пейзажных кадров первой серии: монастырь снимали с противоположного берега реки Костромы, недалеко от места, где она впадает в Волгу. В последние годы Смутного времени здесь скрывался будущий царь Михаил Романов. Именно сюда приехали московские послы, чтобы пригласить его на царство. В XVII веке в обители хранился важнейший исторический документ — Ипатьевская летопись.
Ул. 1 Мая, 2 и 5; ул. Чайковского, 21а; ул. Нижняя Дебря, 104а
Павильон, откуда Лариса любуется Волгой, — это так называемая беседка Островского, стоящая на месте разрушенного Костромского кремля. Построенная в советское время на излете сталинского ампира беседка не имеет к Александру Островскому никакого отношения — но он костромичам действительно не чужой: драматургу принадлежало имение Щелыково под Костромой, где он написал свои самые знаменитые пьесы, в том числе «Бесприданницу».
Плавучая пристань, к которой подходил пароход Паратова «Ласточка», стоит у берега по сей день. Аутентично выглядящий дебаркадер на самом деле не такой уж и старый — его построили в 60-е годы прошлого века. В 2010-х аварийную пристань отогнали в затон — но затем отреставрировали и вернули на прежнее место. Сейчас там ресторан «Старая пристань».
Сцену, в которой силач Паратов тащит на себе повозку Ларисы, снимали на углу улиц Лесной и Чайковского, перед историческим домом соборного причта (штата), который находится по адресу Чайковского, 21а. В конце улицы можно найти место, где герой Никиты Михалкова, хвастаясь своей меткостью, стрелял в карманные часы. Оно сильно изменилось с 80-х: сейчас о тех временах напоминает лишь обшарпанное двухэтажное здание на территории гостиницы «Золотое кольцо».
Ул. Рыбные Ряды, 4; ул. Табачные Ряды, 1; пр-т Мира, 5; ул. Симановского, 24
Каменные торговые ряды появились в Костроме в конце XVIII века после того, как пожар уничтожил деревянные. Коммерческими зданиями застроен целый квартал: здесь есть Мучные ряды, Красные, Рыбные, Пряничные и так далее. Многие из них попали в картину Рязанова. Цыгане окружают Паратова возле Рыбных рядов, где сегодня расположен музей. Неподалеку, в Табачных рядах, снимали выход из модного магазина, где Карандышев покупает Ларисе платье.
Улица, по которой герои едут в следующем эпизоде, — это проспект Мира: можно заметить белое здание Романовского музея. Эпизод, в котором Карандышев впервые видит своего соперника Паратова после его возвращения в Бряхимов, снимали на улице Симановского: за спиной Андрея Мягкова видна Смоленская церковь Богоявленско-Анастасиина монастыря.
Мансуровский пер., 11
Крохотная калитка, через которую гости Карандышева сбегают со званого обеда, тоже расположена в Москве: это вход в особняк архитектора Кузнецова. Он прославился большими новаторскими проектами — доходными домами, учебными заведениями, фабриками, — но собственный дом, купленный незадолго до революции у купеческой семьи, он перестроил в консервативном духе старинной московской усадьбы. Родственники архитектора живут в особняке по сей день.
Снятая в 2013 году суперуспешная картина Александра Велединского с Константином Хабенским в роли непутевого учителя географии Служкина, по-хорошему, должна была выйти при поддержке пермского Минтуризма: скалистые пейзажи, на фоне которых разворачивается последний акт, — идеальная реклама края. Стоит заехать и в Пермь — хотя бы для того, чтобы сфотографироваться перед инсталляцией Бориса Матросова «Счастье не за горами».
Ул. Монастырская, 2
Ироничная работа Бориса Матросова появилась на набережной Камы в 2009 году на заре культурной революции и стала символом не только этой самой революции, но и города в целом, оказавшись самым точным и нужным из местных арт-объектов.
В «Географе» надпись мелькает несколько раз, указывая разом и на место действия, и на его содержание. Впервые мы видим ее в начале фильма: слово «не» закрывает припаркованный грузовик, который, впрочем, успевает уехать, пока Служкин покупает пиво в ларьке.
Кстати, на самом деле никакого ларька там нет — только сталинский Речной вокзал. Когда снимали фильм, здание занимал музей современного искусства PERMM во главе с Маратом Гельманом. Сейчас Гельман в эмиграции, музей переехал, а вокзал реставрируют. Все это очевидным образом резонирует с инсталляцией Матросова.
Ул. Танцорова, 31 и 33; ул. Калинина, 19 и 21; ул. Водников, 31
Почти все герои фильма живут в Закамске — обособленном районе Перми, который иногда называют городом-спутником. Квартиру Служкина с угловым балконом снимали в девятиэтажке по адресу Танцорова, 31. В соседнем доме № 33 живет его школьный друг Будкин, чиновник, курирующий современное пермское искусство. В десяти минутах ходьбы расположена школа, где работает географ (Калинина, 19), а возле нее — детский сад, в котором учится его дочь Тата.
Неподалеку, в живописном затоне, швартуются зимующие (а подчас и просто брошенные) корабли — здесь географ гуляет с учениками, тщетно пытаясь увлечь их рассказом о судоходстве на Каме. На полуостров они попадают через понтонный мост у судоремонтного завода (улица Водников, 31).
Если в первой половине фильма мы видим лишь типовые многоэтажки, унылые классные комнаты да ржавые корабли, то вторая вознаграждает нас видами скал, рек и лесов. Разумеется, главный повод путешествовать по маршруту героев «Географа» — не город Пермь, а природа Урала. Чтобы снять эпизоды похода, группа жила в рабочем поселке Усьва на берегу одноименной реки, в трех часах езды от столицы края. В окрестностях этого поселка, среди больших каменных обломков, растет березовая роща, где снимали сцену привала. Неподалеку есть удивительные скалы, известные под названием Каменный город; в фильм они не попали, но посетить это место стоит.
Роман Алексея Иванова, лежащий в основе сценария, упоминает реальную реку Поныш и вымышленную Ледяную, в которую Поныш якобы впадает (в действительности Поныш — приток реки Чусовой). В фильме Ледяную сыграла Усьва (тоже приток Чусовой). На реке действительно проходят сплавы, не требующие специальной подготовки; есть даже тематический маршрут по локациям из фильма. Чтобы увидеть Усьву такой же, как в кино, лучше дождаться мая: такой полноводной река бывает лишь раз в году.
Заключительные сцены похода сняты на Усьвинских столбах. Это прославивший реку скалистый берег, в некоторых местах достигающий 120-метровой высоты. Добраться сюда можно не только по реке, но и по берегу. Самая известная достопримечательность Усьвинских столбов — 70-метровая каменная колонна Чертов Палец. Стоянка палеолитических людей, где Служкин с учениками разводят костер, тоже расположена здесь — это так называемый Столбовой грот.
В фильме десятиклассники, не дождавшись учителя, сами проходят на катамаране смертельно опасный порог Долган. В реальности молодые актеры сплавлялись по несложному Усьвинскому порогу, расположенному вверх по течению от поселка Усьва. Чтобы пересечь этот порог, туристы, как правило, отправляются в поселок Шумихинский в 20 минутах езды от Усьвы.
Чтобы порог выглядел по-настоящему опасным, сцены, снятые на Усьве, смонтировали с каскадерскими съемками. Они проходили в совершенно другом месте и даже в другом речном бассейне — на реке Исеть под Каменском-Уральским в Свердловской области, на чрезвычайно популярном у водных туристов пороге Ревун.