В фокусеДокументальные фотопроекты Наталки Довгой
Приключения в незнакомом городе
В серии материалов «В фокусе» при поддержке Nikon мы рассказываем о том, как работают украинские фотографы, в чём состоит уникальность их «почерка» и из чего строится съёмочный процесс.
Для материала этой недели мы поговорили с фотографом, режиссёром и журналистом Наталкой Довгой. В прошлом году она поступила в Академию фотографии в Варшаве. По её словам, это изменило её жизнь и подход к фотографии. Именно в Варшаве она провела эту съёмку, прогулявшись по городу с урбанистом и режиссёром Надей Парфан, а также с белорусским фотографом Лидией Зинович. Нам Наталка рассказала о своих документальных проектах, поисках стиля и экспериментах в фотографии.
Свою первую камеру Наталка купила вскладчину с братом, это была плёночная мыльница Kodak. «Мне было 11 или 12 лет и, вдохновлённая идеей присвоить себе мир, я фотографировала всё, что попадалось на глаза, особенно кроликов нашего дедушки. Кажется, тогда это скоро надоело, и мы с братом забыли о камере», — вспоминает девушка. «Роман с фотографией у меня начался после знакомства с фотографом Александром Гляделовым. Я снова потратила все свои сбережения на камеру, но долго не решалась начать работать с документальными проектами. Какое-то время почти не снимала, но следила за всеми фотособытиями в Киеве, ходила на мастер-классы, делала интервью с фотографами и художниками. В общем, развивалась. Потом были попытки брать частные уроки, снимать репортажи, а затем стипендия "Гауде Полония" и собственные проекты. В прошлом году я почувствовала острую потребность доучиться, мне не хватало профессионального инструментария. Так я поступила в Академию фотографии в Варшаве». Сейчас Наталка продолжает учиться и экспериментировать с различными техниками.
«На день рождения друзья подарили мне пинхол, еще несколько я сделала сама и сейчас проверяю их возможности. А в июле в рамках польского проекта я снимала на широкоформатную камеру в технике мокрого коллодия. Так же работает мой любимый фотограф Салли Манн. На стеклянную пластину наносят специальную светочувствительную эмульсию, которая высыхает за девять минут, — за это время нужно успеть сделать фото. Это как медитация и спринтерский бег одновременно: нужно постоянно помнить о времени, но полностью отдавать себя процессу. Химические смеси очень чувствительны к любым изменениям, малейшая ошибка — и снимок потерян. Процесс очень отличается от работы с цифровой камерой: для построения кадра нужно совершить множество мелких движений, а чтобы увидеть изображение, спрятаться под чёрной тканью, и, вдобавок, картинка в объективе перевёрнута вверх ногами. Но это всё роскошные атрибуты арт-проектов, а на каждый день я использую пленочный фотоаппарат, цифровую камеру или хотя бы мобильный телефон в кармане».
Никогда же не знаешь, где тебя ждёт кадр, — может, по дороге в магазин за хлебом.
По мнению Наталки, не так важно, на что снимать. Гораздо большее значение имеет то, как фотограф чувствует ситуацию, строит кадр. Идея важнее техники исполнения. «Всё же приятно, когда камера не ограничивает тебя, имеет удобную навигацию, а фокусировка быстро срабатывает. В этом плане Nikon D7200 оправдала мои ожидания. Я не очень люблю менять камеры, потому что память тела заставляет искать кнопки в привычных местах, но меню и управление Nikon оказались очень удобными и дружественными к тому, кто её использует».
Чётко обозначить свой стиль девушка не берётся, так как всё еще продолжает над ним работать. «Пока не могу говорить о каком-то особом визуальном почерке. Хотя в Академии говорят, что мои снимки гуманистические, даже когда я показываю какие-то брутальные фото. Даже не знаю, скорее, в них присутствует интерес к человеку и внимание к деталям».
Практически все проекты Наталки носят документальный характер, ей интересно работать в жанре концептуальной фотографии. «Для меня важно, чтобы за изображением всегда стоял живой человек. Хотя я только что начала работу над двумя проектами, один из которых основывается исключительно на интеллектуальном опыте и представляет собой своеобразную игру в слова, а второй состоит из случайных фото, так что я даже не знаю, что за люди попали в кадр. В общем, от чистой документалистики я двигаюсь в сторону пограничных проектов, которые позволяют не только фиксировать реальность, но и творить её».
Один из самых знаковых проектов Наталки был реализован в 2013 году совместно с Галиной Курило. Он назывался «Голоса: замалчиваемые истории о теле, еде и эмоциях». «Героинями стали девушки с опытом сложных отношений с едой, у которых за плечами были анорексия или булимия.
«Проект был похож на американские горки: сначала нам безумно везло, и всё получалось, но в какой-то момент всё посыпалось — героини не приходили на съёмки, не хватало денег. Но мы преодолели трудности, и теперь проект живёт своей жизнью», — вспоминает Наталка.
Создавая этот проект, девушки использовали фото, текст, видео- и аудиоинсталляции, а результат был оформлен в книгу, где выбор бумаги и формата значил не меньше, чем дизайн макета. Наталка планирует и дальше экспериментировать с таким мультимедийным форматом. «Для меня очень важны тактильные ощущения и запахи. Но если первые можно передать с помощью света и тени, а также глубины резкости, то вопрос аромата для меня остаётся открытым».
История, которую она снимала для нашего материала, родилась из личного опыта. «Недавно я переехала в новый город и долгое время у меня не получалось подружиться с ним — я постоянно терялась и выбирала не те маршруты».
Город представлялся мне большим организмом, который выталкивал меня наружу. Такое отторжение натолкнуло меня на размышления об отношениях человека и урбанизированного пространства, телесно-ментальном конфликте живого с неживым.
Надя Парфан и Лидия Зинович были такими же чужими в этом городе – это и задало мотив всей съемки. «Мы вместе гуляли, обживали выбранные места, обыгрывали архитектурные элементы зданий, реагировали на возникавшие обстоятельства. Планы всё время приходилось менять: то перед нами появлялись закрытые ворота, то понравившаяся территория оказывалась частной собственностью. В общем, город диктовал свои условия».
Дальнейшими планами и идеями будущих проектов Наталка старается не делиться: «Пересказывая идею, ты теряешь часть энергии и запала, которые мог бы потратить на съёмку. Фотография для меня – это, в первую очередь, способ исследовать и познавать, а уже потом средство коммуникации».
«Я начинаю что-то снимать, когда у меня возникает конкретный вопрос или потребность поговорить на определённую тему. Свои поиски ответа я визуализирую в снимках, и тогда зритель может присоединиться ко мне. Не думаю, что фотография способна влиять на мировые процессы, но, наверное, может менять конкретных людей».
Текст: Ирина Грищенко
Фотографии: Наталка Довга, Лидия Зинович, Михал Швейковски